Как стало известно Guardian, спустя почти 7 лет после того как был расформирован специальный отдел, специализирующийся на 'охоте' на нацистов, Скотланд-Ярд вновь занялся поиском военных преступников. Специальное подразделение антитеррористической группы исследует прошлое жителей Британии, подозреваемых в совершении злодеяний в ходе Второй мировой войны.
Особое внимание специалисты уделяют бывшим членам подразделений Waffen SS, которые были завербованы нацистами на Украине и массово переправлены в Великобританию после войны для работы на фермах.
Чиновники министерства внутренних дел полагают, что несколько сотен бывших членов подразделений Waffen SS все еще могут проживать на территории Великобритании. Guardian идентифицировал и определил местонахождение более дюжины оставшихся в живых ветеранов дивизии 'Галичина'. Большинство из них все еще проживает маленькими группами в Восточном Мидленде, Йоркшире и Восточной Англии, вблизи от лагерей PoW (перемещенных лиц), куда они прибыли почти шесть десятилетий назад.
Полиция, по всей видимости, пытается идентифицировать ветеранов дивизии 'Галичина', которые посещали учебный центр для охранников концентрационных лагерей, а также исследует военные воспоминания других выживших, служивших в дивизии. Самым молодым из служивших в дивизии, нынче около 80 лет, и с их воспоминаниями, возможность успешного судебного преследования, кажется весьма зыбким. Решение вновь 'начать охоту', как думается, отражает не вновь возникший интерес к расследованию военных преступлений в министерстве внутренних дел, а скорее является продолжением призывов к действию от ряда членов парламента.
Расследование
Пока неясно, сколько энтузиазма имеется у Скотланд-Ярда для расследования, которое может отвлечь детективов от антитеррористических обязанностей во времена все возрастающих проблем безопасности.
Отдел специалистов по военным преступлениям Скотланд-Ярда был расформирован в мае 1999 года, после того как расследование, стоившее примерно 6,5 млн. фунтов, завершилось лишь одним осуждением. Антон Савонюк (Anthony Sawoniuk), отставной железнодорожный контролер из южного Лондона, был заключен тогда пожизненно в тюрьму, будучи обвиненным в убийстве 18 евреев. Он умер в Нориджской тюрьме в прошлом ноябре, в возрасте 84 лет.
Эндрю Дисмор (Andrew Dismore), член парламента от лейбористской партии, который требовал решительных действия против оставшихся в живых военных преступников, заявил, что Скотланд-Ярд заслуживает дополнительного финансирования для подобных расследований. "Уверенность, что старые военные преступники никогда не смогут спокойно спать в своих кроватях, послужит важным сообщением для завтрашних потенциальных военных преступников", - сказал он.
Суд
Профессор Дэвид Кесарани (David Cesarani), который был основным исследователем парламентской группы расследования, 15 лет назад проведшей успешную кампанию за введение закона о военных преступлениях, полагает, что люди, которые, возможно, преследовались по суду тогда, теперь вряд ли окажутся перед судом. "Прошло 10 лет с тех пор, стало слишком поздно", - считает он. "Министерство внутренних дел должно спросить себя, собирается ли оно принести больше вреда, чем пользы, и является ли осуществление судебного процесса, которое займет последующие годы, лучшим способом действия. К сожалению, может быть, изучение этого вопроса правительственными историками теперь будет лучшим способом расследовать то, что сделали эти люди, как оказались здесь и почему они не преследовались по суду прежде".
Украинское подразделение гитлеровской SS было создано слиянием многочисленных подразделений, включая батальон Nightingale (Соловей), участвовавший в убийстве тысяч евреев во Львове на Украине, и украинский Легион Самообороны, обвиняемый в убийстве сельских жителей в восточной Польше. Некоторые подразделения дивизии 'Галичина', как говорят, сыграли роль и в кровавом подавлении Варшавского восстания 1944 года, в то время как другие, как предполагается, убили множество британских и американских летчиков, которых спасли партизаны в Словакии. Солдаты 'Галичины' были украинскими националистами, которые позже настаивали на том, что они не имели никакой симпатии к Германии или нацизму, а присоединились к немецкой армии, чтобы поднять оружие против русских и против коммунизма. Те, кто живет в Великобритании сегодня, отрицают любую свою причастность к военным преступлениям.
Лишь немногие заметили, когда они прибыли в Великобританию в мае 1947: один член парламента от лейбористской партии, Барнетт Джаннер, горько жаловался в Палате общин, что солдаты дивизии 'Галичина' "хладнокровно убивали сотни людей", в то же самое время, когда в письме в London Evening News, подписанном корреспондентом из концентрационного лагеря #3399, утверждалось, что он или она были непосредственными свидетелями "зверского, неотесанного и кровожадного" поведения украинских охранников. Большинство же газет посвятило лишь один параграф сообщению о прибытии дивизии. Военнослужащие были рассеяны среди лагерей PoW. За следующие три года только 8 (!) из них были высланы в Германию, в то время как некоторые эмигрировали в Канаду, США или Аргентину.
Сброшенные с парашютом
Как теперь известно, горстка из них была принята на работу в MI6, а затем сброшена с парашютами на Украину, но они были выданы двойным агентом Кимом Филби. Большинство же осталось в Великобритании и получило гражданский статус. Многие женились, создали семьи и к 90-ым годам, те, кто выжил, были британскими подданными.
Среди оставшихся в живых ветеранов дивизии 'Галичина' и идентифицированый Guardian Микола Легкий (Mykola Lehkyj) 84 лет, который утверждает, что он предлагал бороться за немцев после того, как они наводнили его родной город Рохатынь в западной Украине в 1941. Хотя оба его брата служили в Красной Армии, Легкий в возрасте 19 лет предлагал присоединиться к украинскому подразделению, которое создавали захватчики. "Мы ненавидели немцев, но больше всего мы хотели бороться с русскими", - говорит он. "Немцы позволили нам создать украинскую армию в немецкой униформе. Наша цель состояла в том, чтобы присоединиться к этой украинской армии и создать украинскую нацию".
После обучения в Германии, он сражался в составе дивизии 'Галичина' в Бродах, где она понесло тяжелые потери. "Мы не смогли сдержать их. Но борьба против русских была удовольствием, честно говоря, потому что я боролся на моей собственной земле".
Легкий был затем отправлен в Словакию, где сражался с партизанами, и закончил войну в звании капрала. Он продолжает гордиться своей службой - "У меня нет ничего, чтобы я мог скрывать", - но отрицает, что он принимал участие или был свидетелем каких бы то ни было военных преступлений. "Русские пробовали обвинить нас во всем. Они говорят, что мы убивали детей и женщин - это не верно."
После того, как его отправили в Шотландию, он попал в лагерь для военнопленных рядом с Брэйнтри (Braintree), Эссекс, чтобы работать на ферме, и с тех пор он там и оставался. Сегодня он живет в Ипсвиче (Ipswich) с Элен, англичанкой, на которой он женился в 1953. У них четверо детей, один из которых служил в RAF, и шесть внуков.
"Я люблю эту страну", - говорит он. - Она дала мне жизнь. Я называю ее Веселой Англией: это страна, которая поможет любому педерасту".
Предыстория
Нехватка рабочей силы в послевоенной Великобритании была настолько серьезной, что когда украинские солдаты Гитлера были отправлены сюда, вопросов задавалось совсем немного. Поскольку большинство британского населения все еще находилось в вооруженных силах, многие фермы зависели от немецких военнопленных, несмотря на принудительный труд, запрещенный в соответствии с Женевской конвенцией.
8528 офицеров и солдат 14-ой Waffen SS 'Галичина' томились в течение двух лет в лагере для военнопленных около Римини, на Адриатическом побережье Италии.
Выделить среди них военных преступников обещало министерство иностранных дел, но оно не располагало таким временем, чтобы подготовить отчет. Фицрой Маклин (Fitzroy Maclean), герой войны и член парламента, тори, которому поручили эту задачу, жаловался, что дело было безнадежным. Он предупредил Уайтхолл: "У нас есть только их собственное слово, что они не совершали злодеяния или военные преступления".
Все проблемы, связанные с военным отчетом по военнослужащим дивизии, были отставлены в сторону в течение ряда встреч кабинета в марте 1947. Министр иностранных дел Гектор Макнил (Hector McNeil) сообщал, что "весьма чувствительным было мнение Соединенных Штатов" о продолжающемся использовании немцев в качестве батраков. И тогда Макнил придумал ловкое решение: удовлетворять спрос на рабочую силу, используя перемещенных украинцев вместо немецких заключенных. Когда чиновники министерства внутренних дел жаловались, что правила иммиграции запрещают въезд в страну подозреваемых в военных преступлениях, им говорили, что премьер-министр, Клемент Аттли (Clement Attlee), "установил декретом", что это возможно.
перевод: Blotter.Ру