'Если бы Ницше был еще жив, удостоился бы он фатвы за то, что сто лет назад объявил о смерти Бога?'. Таким вопросом задается газета 'Times of India', которая в редакционной статье дает свой взгляд на 'дело о карикатурах'. В статье высказывается мнение, что данное 'дело' характерно для нового типа противостояния между двумя видами фундаментализма: религиозным фундаментализмом и его светским альтер эго. 'Times of India' напоминает, что ислам не обладает монополией на цензуру, осуществляемую насильственными методами. В Великобритании, сикхские смутьяны сорвали театральное представление. Индуистские экстремисты пытались помешать работе индийского художника и кинорежиссера МФ Хусайна (MF Husain), поскольку им не нравилось, как он изображал Раму и Кришну. 'Но после 11 сентября 2001года исламский фундаментализм был заклеймен интеллигентами Запада, а также Индии и других стран, как основная общественная угроза свободному миру'
Что же касается светского фундаментализма, то лучше всего в мире он представлен. . . во Франции, считает газета. 'Французы считают себя ярыми поборниками свободы самовыражения, но не является ли запрет на ношение тюрбана, чадры или кипы отрицанием права личности на культурное самовыражение?' Найти выход из подобного противостояния непросто. 'Times of India' пытается прибегнуть к поэзии. Мексиканский писатель Октавио Пас (Octavio Paz) считает, что ответ написан на фронтоне школ во Франции: 'Свобода, равенство и братство'.
Можно достичь свободы без равенства. Это называется социальным дарвинизмом, когда человек волен выбирать - есть самому или быть съеденному другими. Можно получить равенство без свободы, примером служат тоталитарные государства. Братство же низвергает роды, расы и национальности и создает человеческую общность, не знающую столкновения цивилизаций. И 'Times of India' вспоминает Джона Леннона, который предлагал представить себе мир (песня 'Imagine'), в котором уничтожен и ад, и рай, чтобы наконец-то настала жизнь без войн. 'Но если мы уничтожим наших врагов, то каким образом и посредством чего сможем мы определить свою собственную личность?'