Министры финансов стран-участниц 'Большой восьмерки' соберутся в ближайшие выходные в Москве, чтобы обсудить ситуацию на энергетических рынках, помня при этом, что им еще не удавалось эффективно повлиять на нее.
По мнению некоторых официальных лиц, на грядущей встрече будет царить атмосфера уныния и нерешительности. Обычно в это время года встречаются министры финансов и председатели центральных банков 'Большой семерки' (не включающей в себя Россию) для свободного обсуждения вопросов глобальной экономики.
Но такая встреча состоялась в декабре, до того, как Россия стала новым председателем группы ведущих стран. Поэтому в эти выходные будет обсуждаться, прежде всего, вопрос, вызывающий обеспокоенность всех сторон - высокие цены на поставки энергоносителей и надежность поставок. Такой же будет повестка дня петербургского саммита 'Большой восьмерки', который пройдет в июле.
Хотя ряд политиков, в том числе независимо мыслящий сенатор-республиканец Джон Маккейн (John McCain), оспаривают право России на членство в 'Большой восьмерке', благодаря тому, что эта страна является крупнейшим экспортером нефти, не входящим в ОПЕК, дискуссия по вопросам энергетической безопасности с ее участием будет, по крайней мере, более насыщенной. Однако, для нее выбрано неудачное время - всего месяц назад спор между Москвой и Киевом вызвал срыв поставок российского газа в Западную Европу.
В основном, детальная дискуссия по вопросу энергоносителей пройдет на встрече министров энергетики стран 'восьмерки' в марте. Но и без того история выступлений министров финансов по данному вопросу не обнадеживает.
В мае 2004 г., когда цены достигли головокружительной по тем временам отметки в 40 долл. за баррель, министры финансов, собравшиеся в Нью-Йорке, начали бить в набат. Коммюнике 'семерки', призывающее ОПЕК снять ограничения на поставки нефти, гремело: 'Мы призываем производителей нефти к адекватному обеспечению поставок, чтобы мировые цены на нефть вернулись на уровень, соответствующий нуждам устойчивого экономического благосостояния и стабильности'.
Секретарь американского казначейства Джон Сноу (John Snow) заявил, что наиболее приемлемый уровень цен - в диапазоне от 22 до 28 долл. По его словам, 'цены на нефть, превышающие 40 долларов, не способствуют оздоровлению'.
Тем не менее, несмотря на все более жалобные призывы 'семерки', цены на энергоносители продолжали расти, а вчера средняя цена барреля составила около 63 долларов. К сентябрю прошлого года на смену просьбам об увеличении производства пришел план из восьми пунктов, нацеленный на то, чтобы сделать нефтяные рынки более свободными, более прозрачными и, посредством сохранения энергии и разработки возобновляемых ресурсов, менее способными вызвать кризис в мировой экономике.
С этой целью министры финансов будут призывать Всемирный Банк - президент которого Пол Вулфовиц (Paul Wolfowitz) также участвует во встрече - к разработке новой схемы по направлению государственных и частных средств на разработку проектов в области возобновляемых источников в развивающихся странах.
Учитывая то, что перепады цены больно бьют по многим бедным импортерам нефти, у 'восьмерки' будет возможность выступить в роли защитника бедных. 'Несомненно, будут обсуждаться меры по снижению негативного воздействия на эти [развивающиеся] страны, где энергия зачастую используется с низкой эффективностью', - заявил сотрудник министерства финансов Германии.
Может идти речь и о своекорыстном интересе. Один японский чиновник заявил, что министры будут обсуждать финансовые механизмы для обеспечения бесперебойных поставок нефти и газа из бедных и нестабильных стран-экспортеров, в том числе, Нигерии, Анголы и Габона.
Между тем и Россия пытается присоединиться к инициативе в пользу развивающихся стран. Москва заявила о намерении досрочно выплатить 12 млрд. долга Парижскому клубу стран-кредиторов (в том числе, своим партнерам по 'восьмерке'), предложив направить эти средства во Всемирный Банк.