Кори Шейк, член совета Гуверовского института и профессор военной академии США Уэст-Пойтн, в период 2002-2005 гг. являлась директором оборонной стратегии и потребностей в Совете национальной безопасности США.
Вашингтон, 9 февраля 2006 года. Представленный на рассмотрение Конгресса США проект военного бюджета на 2007 финансовый год равен 439,3 млрд. долл. При этом в него не включены 120 млрд. долл., которые отражают реальную стоимость войны. Мы имеем огромный военный бюджет, в котором недостаточно учтены самые важные угрозы национальной безопасности.
После событий 11 сентября (2001 года) казалось разумным позволить расходам на оборону резко возрасти, чтобы справиться с новыми угрозами, не сокращая финансирования существовавших программ. Но, поработав в последнем десятилетии с вопросами оборонительной стратегии и ресурсов в Пентагоне и в Совете национальной безопасности США, я сегодня убеждена, что это было ошибкой.
Увеличение с 2001 года бюджета Министерства обороны США на 35% не позволило министерству выработать трудные компромиссы между тем, что оно предпочитает делать (продолжать закупать и использовать уже имеющиеся системы оружия), и тем, что больше всего необходимо стране (высокомобильные силы, которые способны быстро защитить нас от террористов).
Бюджет Пентагона больше, чем следующие за ним 18 военных бюджетов в мире вместе взятые. Разумеется, не удивительно, что Соединенные Штаты расходуют на оборону значительно больше других, но сопоставление с бюджетами наших потенциальных противников заставляет предположить, что мы в достижении своих целей не отвечаем критерию "стоимость-эффективность".
Сравнительный анализ затрат, например, "Аль-Каиды" на подготовку и осуществление террористического нападения и тех средств, которые мы затрачиваем на предотвращение этого нападения или ответные действия, свидетельствует о том, что наша страна в продолжительной войне не может рассчитывать на оптимистические перспективы. Главная проблема ведущих держав мира - избежать перенапряжения сил в результате либо слишком большого числа обязательств, либо неприемлемо высоких затрат на их выполнение. В 1950-е годы президент Дуайт Эйзенхауэр (Dwight D. Eisenhower) оправдывал произвольно установленный им потолок на оборонные расходы, заявляя, что вооруженные силы могут только "заморозить" конфликт, тогда как выиграть "холодную войну" нам помогла реальная сила нашей идеологии и экономики.
Подготавливаемый каждые 4 года доклад "О состоянии вооруженных сил США", который афишируется как руководящий документ для изменения военных бюджетов на период после 11 сентября, поддерживает статьи расхода, которые выглядят почти как копия предложений министра обороны США Дональда Рамсфелда (Donald Rumsfeld), содержавшихся в докладе от августа 2001 года, разве что новый доклад не предусматривает сокращения размеров армии.
Когда Джордж Буш-младший (George W. Bush) стал президентом, у него была смелая повестка реформ, предусматривавших использование технологий и новшеств, чтобы сохранить наши силы компактными и уберечь их от излишних боевых потерь. Применение высокоточных управляемых боеприпасов должно было позволить нашим вооруженным силам действовать быстрее, чем способен реагировать на их действия противник. Президент обещал не бояться рисков там, где мы являемся сильнейшими, и вкладывать средства в другие области, в частности, повысить оклады и расширить льготы военнослужащим, потратить на 20 млрд. долл. больше на исследования и разработки и выделить 20% ассигнованных на закупку вооружений сумм на "прорывные" технологии.
Печально, но администрация не сумела выполнить некоторые из этих обещаний. Пентагон не заменил существовавшие программы новыми и не сумел перескочить через поколение в технологиях. Г-н Рамсфелд закрыл всего две важные программы: самоходную артиллерийскую установку "Crusader" и вертолет "Comanche". Он сохранил истребитель F-22, спроектированный для борьбы с угрозами, которых больше не существует, и продолжает разработку самоходной пушки, являющейся прямой наследницей системы "Crusader".
Далее, Пентагон выделил на новые программы намного меньше обещанных 20% ассигнований на закупку вооружений. Тремя новейшими программами, две из которых уже осуществлялись до 2001 года, являются: беспилотные летательные аппараты, скоростные морские транспорты и "Боевая система будущего" (Future Combat System), включающая комплект систем оружия и машин примерно для 45000 солдат. Бюджетом 2007 финансового года предусматривается выделить на эти программы менее 5 млрд. долл.
Г-н Рамсфелд унижает своих оппонентов, называя их динозаврами индустриального века. Но именно таков подход этого нового оборонного бюджета: он продолжает программы и практику, которые оказались устаревшими в результате совершенствования технологий, введения новинок и накопления боевого опыта.
Трудно сокращать военные расходы, когда страна ведет войну. Но важно помнить, что сокращение военного бюджета позволит нам лучше приспособиться к вызовам безопасности Америки в эпоху терроризма.