Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Увядшие розы

Михаил Саакашвили, герой революции в Грузии, став президентом, отошел от идеи правового государства

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Судья Мераб Турава от приглашения на беседу с новым председателем Верховного суда Грузии ничего хорошего не ждал. Константин Кубашвили заявил, что Турава может сделать выбор: или добровольно сложить с себя полномочия судьи, или против него будет возбуждено дисциплинарное дело

Судья Мераб Турава от приглашения на беседу с новым председателем Верховного суда Грузии ничего хорошего не ждал. Константин Кубашвили заявил, что Турава может сделать выбор: или добровольно сложить с себя полномочия судьи, или против него будет возбуждено дисциплинарное дело. Кубашвили, доверенный президента Михаила Саакашвили, был незадолго до этого назначен новым председателем Верховного суда этой маленькой кавказской республики.

И другие судьи Верховного суда были вызваны Кубашвили летом 2005 г. К концу года 21 из 35 судей написали заявление о 'добровольной' отставке. 9 судей, отказавшихся это сделать, оказались перед угрозой возбуждения против них дисциплинарных дел. В результате 5 сдались и подали в отставку. Но четверо не дрогнули, среди них и Турава. 'Я стал судьей, чтобы участвовать в строительстве независимой юстиции, и не сдамся, только потому что новому правительству захотелось иметь послушных судей', - говорит он.

Несмотря на свои 42 года Турава относится к самым авторитетным юристам Грузии. В 1997 г. он защитил в Гумбольдском университете в Берлине кандидатскую диссертацию на тему сравнительного анализа уголовного права в Грузии и Германии. Два года спустя он стал в Тбилиси профессором и членом Верховного суда. Став членом судебной коллегии по уголовным делам, он приобрел отличную репутацию. 'Турава принадлежал к тем немногим судьям, которые никогда не брали денег, были компетентными юристами и далеко не всегда выносили приговоры, нужные прокуратуре или президенту Шеварднадзе', - говорит один адвокат из Тбилиси.

В ноябре 2003 г. после сфальсифицированных выборов во время 'революции роз' Шеварднадзе был свергнут 37-летним народным трибуном Михаилом Саакашвили. Мирная революция в Тбилиси стала образцом политических перемен от Украины до Ливана.

Но и при новом президенте Турава настаивал на своей независимости как судья. Весной 2005 г., например, Турава вместе со своими коллегами отменил приговор против одного журналиста, который был осужден якобы за хранение наркотиков. По мнению судей, наркотики были подброшены журналисту, потому что он критиковал назначенных президентом Саакашвили губернатора и министра внутренних дел. На своих лекциях Турава критиковал и другие непорядки в юстиции. Через несколько месяцев после состоявшегося разговора новый председатель Верховного суда привел в действие свою угрозу: утром 26 декабря дисциплинарная коллегия отстранила Тураву и его коллег от занимаемой должности. Судьи подали протест, но в том, увенчается ли он успехом, Турава сомневается.

Также и в судах более низких инстанций в Грузии были под предлогом судебной реформы уволены десятки судей. 'Саакашвили подминает под себя судей', - говорит Анна Долидзе, председатель Союза молодых юристов, крупнейшего гражданского и правозащитного объединения страны. 'Новые судьи молоды, неопытны. Они имеют минимальное юридическое образование, так как представляют собой бывших помощников или секретарей суда. И они выносят практически только те приговоры, которые им диктует прокуратура', - говорит она.

Положение с правами человека тоже не улучшилось. 'Только за первые 10 месяцев 2005 г. мы зарегистрировали 487 случаев пыток со стороны полиции или тюремных администраций', - говорит Нана Какабадзе, председатель организации 'Бывших политических заключенных-правозащитников'. Никакой реакции со стороны прокуратуры или МВД не последовало. Для Саакашвили и его команды либеральные ценности были лишь средством, 'чтобы прийти к власти'.

Правительства ведущих стран Европы до сих пор воздерживались от критики: Грузия хотя маленькая и бедная страна, но за счет нефте- и газопроводов, идущих из Центральной Азии, играет здесь ключевую роль. Вашингтон, оказывающий Грузии военную помощь и представляющий сотни миллионов долларов, оказал даже честь своему новому вассалу визитом в мае 2005 г. президента Джорджа Буша-младшего. Тогда Буш восхвалял Грузию во главе с президентом Саакашвили как 'маяк свободы в этом регионе и во всем мире'.

На самом же деле этот 'маяк' уже вскоре после 'революции роз' стал подавать настораживающие сигналы. Едва придя к власти, Саакашвили изменил конституцию, предоставив себе право, по примеру России, назначать премьер-министра и основных министров, а также распускать парламент. Законы, принятые позже, позволили президенту назначать всех членов избирательной комиссии и играть ключевую роль при назначении судей. До сих пор Саакашвили не идет на свободные выборы губернаторов и мэров. 'Саакашвили восстановил централизованную систему управления по советскому типу и обеспечил себе власть, как в Туркмении', - говорит Давид Бердзенишвили, представляющий оппозиционную Республиканскую партию в грузинском парламенте.

Укрощено и ранее относительно свободное телевидение. Бывшим оппозиционным телеканалом 'Рустави-2' завладели приспешники Саакашвили, сделав его рупором правительства. Телеканал 'Иберия' и '9-й канал' под предлогом налоговых нарушений были закрыты. Сейчас давление оказывается на телекомпанию '202', один из последних независимых каналов страны.

Все это замалчивается большинством СМИ, а грузинскому народу вещают о реальных или мнимых успехах. Так, Саакашвили уволил 16 000 коррумпированных дорожных полицейских. 'Мы сократили число налогов с 23 до 8, отменили излишние лицензии и инструкции, начиная с транспорта и кончая строительством, начали приватизацию и увеличили доходы государства', - говорит государственный министр Каха Бендукидзе. Государственный бюджет с момента 'революции роз' увеличился почти в 4 раза - с 500 миллионов до 1,8 млрд. долларов.

Однако методы достижения этих результатов были сомнительными. Десятки бизнесменов, прежде всего из эпохи Шеварднадзе, под сомнительными юридическими предлогами или при полном их отсутствии были отправлены в тюрьмы, а затем были вынуждены покупать себе свободу за сотни тысяч или даже за миллионы долларов. Так например, Гия Джохтаберидзе, зять сверженного Шеварднадзе, за освобождение заплатил 15 млн. долларов.

'Зачастую в конце квартала на бизнесменов начинает оказываться давление или их вообще арестовывают', - говорит Ханс фон Заксен-Альтенбург, работающий в Тбилиси немецкий адвокат. 'Только с октября по декабрь 2005 г. были десятки таких случаев. Кто платит один или два миллиона, быстро оказывается на свободе'. В результате, как говорит адвокат, инвесторы из Германии, Англии, Франции и Италии снова уходят'. И как в подтверждение у него звонит телефон: одна немецкая фирма хочет узнать, как ей лучше всего вывезти свой парк машин стоимостью в миллион евро и убраться из Грузии.

А пока президент Саакашвили чествует себя сам. Когда недавно он принимал в Тбилиси премьера Швеции Горана Персона, то радостно заявлял, что 'два года назад занял этот пост'.

Однако если в момент его избрания за него проголосовали 96% избирателей, то сейчас популярность Саакашвили, как показывают опросы, уменьшилась вдвое. Когда в конце октября 2005 г. он отправил в отставку министра иностранных дел, популярную в населении Саломе Зурабишвили, в стране прошли демонстрации. Теперь она намерена создать партию и начать борьбу против Саакашвили.