Вечером в четверг, после того, как президент России Владимир Путин пригласил в Москву на переговоры представителей 'ХАМАС', отношения между Россией и Израилем оказались на пороге самого серьезного кризиса за многие годы. В этот момент Соединенные Штаты напомнили Путину о том, что он должен твердо выступать против террористической тактики, которую избрала эта организация.
В ответ на заявление российского лидера официальный представитель Государственного департамента Шон Маккормак (Sean McCormack), выступая в Вашингтоне, напомнил России, что существуют вещественные подтверждения того, что Россия выступала с осуждением насильственной доктрины "ХАМАС".
- [Россия] сделала это в отношении 'ХАМАС' в качестве члена 'четверки', сделала открыто, и мы рассчитываем, что, если между представителями России и представителями 'ХАМАС' в будущем состоятся какие-либо встречи, то их итоги будут такими же решительными и четкими, - заявил он.
По словам Маккормака, посол США в России Уильям Дж. Бернс (William J. Burns) послал запрос на разъяснение заявлений, которые намеревается сделать Путин на встрече с представителями 'ХАМАС'.
- Мы, естественно, не собираемся устанавливать какие-либо контакты с террористической организацией. Однако, что касается других государств, каждому из них придется принять свое собственное решение, - заявил представитель Госдепартамента.
Он отверг утверждения о том, что заявление Путина подрывает основы единства 'четверки'. Предложение этой группы по возобновлению мирных переговоров между Израилем и палестинцами не удается полностью воплотить в жизнь уже в течение многих лет.
Израиль отреагировал на позицию России с гневом и удивлением.
- Нельзя объявлять себя другом Израиля, нельзя говорить о том, что Вы за мир на Ближнем Востоке, и в то же время ставить 'ХАМАС' диагноз 'здоров', - заявил один из высокопоставленных чиновников израильского правительства.
Министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни (Tzipi Livni) должна была донести позицию еврейского государства до руководства России на назначенной на вечер четверга встрече с постоянными представителями главных членов Совета Безопасности ООН - России, США, Великобритании, Франции и Китая - в Нью-Йорке.
На состоявшейся в четверг совместной пресс-конференции в Мадриде с премьер-министром Испании Хосе-Луисом Родригесом Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero) Путин заявил, что Россия не считает 'ХАМАС' террористической организацией, и призвал мировое сообщество к работе с 'хамасовским' правительством Палестины.
'ХАМАС пришла к власти . . . в результате демократических, легитимных выборов, и нужно уважать выбор палестинского народа, - заметил Путин. - Но при уважении этого выбора нужно искать такие шаги, такие решения, которые были бы приемлемы и для политических сил, оказавшихся во главе Палестинской автономии, и для всего международного сообщества, и для Израиля'.Россия, по его словам сохранит 'контакты с организацией ХАМАС'.
Путин добавил, что в дальнейшем Россия будет приглашать представителей ХАМАС для участия в переговорах. [Точная цитата звучит несколько иначе: 'Мы. . .намерены в ближайшее время пригласить руководство этой организации в Москву для поиска таких решений' - прим. перев.]. Его комментарии прозвучали меньше, чем через две недели после того, как Россия подписалась под заявлением 'Четверки', где поддержка международным сообществом Палестинской автономии обусловливалась приверженностью нового правительства 'принципам ненасилия, признания государства Израиль, а также предыдущих соглашений и обязательств, включая 'Дорожную карту''.
Ни с одним из этих условий ХАМАС не согласна.
Глава пресс-службы министерства иностранных дел Марк Регев (Mark Regev) отреагировал на слова Путина следующим заявлением: 'Израиль поддерживает решение 'Четверки', в которую входит и Россия, что политический диалог с ХАМАС невозможен, пока ХАМАС не признает Израиль, не откажется от терроризма, и не обязуется соблюдать подписанные соглашения'.
Один высокопоставленный чиновник из правительства подчеркнул, что России необходимо решить, готова она играть конструктивную роль в качестве члена 'Четверки', или нет. 'Сидеть на двух стульях не получится', - заметил он. Далее этот чиновник задался вопросом, почему, когда невинные люди гибнут от рук чеченцев, это называется 'терроризмом', а когда то же самое происходит в Иерусалиме, 'русские начинают искать смягчающие обстоятельства'. 'Что же получается, чеченцам нельзя, а палестинцам можно? - сказал чиновник. - Или они считают, что русская кровь стоит дороже, чем кровь израильтян?'
Официальные лица в правительстве выражают озабоченность тем, что отход России от международной договоренности относительно ХАМАС позволит другим странам последовать ее примеру. Кстати, на пресс-конференции Сапатеро заявил: 'Роль Российской Федерации, роль Президента Путина будет решающей . . . в том, что касается диалога, объективного горизонта мира на Ближнем Востоке после выборов в Палестине'.
По словам одного высокопоставленного израильского дипломата, победа ХАМАС на выборах в Законодательный Совет Палестинской автономии дает Москве возможность дистанцироваться от ближневосточной политики США и одновременно усилить свои позиции в регионе. Ее престиж в арабском мире, по словам этого чиновника, существенно повысится, если Москва будет готова иметь дело с ХАМАС в то время как все остальные объявят организации бойкот. Он добавил, что Израиль, помимо официальных протестов по дипломатическим каналам, попытается убедить США также оказать давление на Москву.
Буквально за день до путинской пресс-конференции госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) в ходе переговоров в Вашингтоне заверяла Ливни, что США поддерживает условия, которыми Израиль оговаривает официальные контакты с ХАМАС, и не пожалеет усилий, чтобы их твердо придерживалась и Европа.
По словам одного источника в правительственных структурах, премьер-министр Ариэль Шарон наладил с Путиным хороший личный контакт, и всегда мог с ним связаться, но у нынешнего и.о. премьера Эхуда Олмерта (Ehud Olmert) такого преимущества нет, и это сегодня осложняет ситуацию по сравнению с предыдущей 'размолвкой' между Россией и Израилем в прошлом году, когда Москва решила поставить Дамаску ультрасовременные зенитно-ракетные комплексы.