В последние несколько недель европейские правительства подвергаются нарастающему давлению в пользу выполнения ими одной из самых основных функций государственного управления, а именно, обеспечения поставок природного газа на свои национальные рынки. Не только страны Центральной и Восточной Европы, но также и страны Средиземноморского бассейна, например, Италию, все больше вынуждают к экономии расхода природного газа в промышленности. Политические амбиции, терроризм и даже климатические условия сегодня угрожают перспективам энергетической безопасности большинства стран - членов Европейского союза (ЕС), а также и других стран.
Первого января нынешнего года российская компания "Газпром" сократила объем поставок природного газа в страны - члены ЕС по трубопроводной системе Украины. По сути, спор между третьими странами напрямую затронул ряд стран - членов ЕС. В более позднее время - на этот раз, возможно, вследствие климатических условий - поставки природного газа снова были ограничены.
Эта нехватка стала осязаемым свидетельством институционной слабости европейских структур энергетической безопасности. Граждане пострадавших от нехватки природного газа стран ожидают от ЕС эффективной реакции. Однако до сего времени соответствующие правительства не смогли адекватно отреагировать, потому что у Европы нет необходимых договорных документов.
Тут нужно подчеркнуть, что энергетическая безопасность является фундаментальным вопросом: сокращение или прекращение поставок энергоносителей ведет к экономическому разбалансированию и вызывает потери во всех секторах. Заинтересованные правительства обязаны защитить своих граждан и свою промышленность от подобного сценария. В то же время мы целиком осознаем, что за безопасность надо платить, и что она ценна сама по себе.
Мы не можем оставаться беззащитными или изолированными в этой, становящейся все более угрожающей, ситуации. Долговременные стратегические интересы стран - членов ЕС требуют новой инициативы. В Европе широко распространено ощущение, что странам ЕС следует действовать солидарно: в конце концов, этот альянс является средством углубления экономической кооперации. Однако сфера энергетической безопасности не относится к компетенции ЕС. Это парадокс. В 1950 году великий процесс европейской интеграции начинался со стратегически важного в то время сектора угольной энергетики, что впоследствии привело к созданию Европейского сообщества угля и стали (European Coal and Steel Community). Несколькими годами позже было образовано Европейское сообщество атомной энергии, "Евратом" (European Atomic Energy Community, Euratom). Таким образом, проблемы энергетической безопасности лежат в самой сердцевине процесса европейской интеграции. Нам следует помнить об этом наследии.
До сегодняшнего дня деятельность ЕС в областях, имеющих отношение к энергетической безопасности - например, к безопасности снабжения природным газом - являлась рыночно-ориентированной и служила главным образом делу создания единого рынка природного газа. Преследовалась цель сделать этот рынок более безопасным. Трудность, однако, здесь заключается в том, что ЕС принимает половинчатые решения, направленные на либерализацию рынка - цель, которую вполне правильно ставит Европейская комиссия - подчеркивая в то же время, что задача эффективного обеспечения энергетической безопасности лежит на правительствах стран - членов ЕС.
Мне представляется, что давно пора предложить принять совместные меры, чтобы справиться не только с текущим, но также и с будущими вызовами. Вот почему я хочу предложить нашим партнерам по ЕС и НАТО заключить договор об энергетической безопасности. Это стало бы выражением солидарности всех сторон, объединив их перед лицом любой энергетической угрозы, спровоцированной прекращением или сокращением поставок, что может произойти по причине природных катастроф, нарушения работы систем распределения и снабжения или политических решений поставщиков энергоносителей.
Такой договор о коллективной безопасности мог бы основываться на формулах, содержащихся в Вашингтонском договоре 1949 года (Washington Treaty), который предусматривал эффективное сотрудничество, либо на положениях измененного Брюссельского договора (Treaty of Brussels), которым в 1948 году был создан Западно-Европейский Союз.
Европейский договор об энергетической безопасности, заключенный на такой основе, мог бы стать реальным инструментом, который обеспечил бы нам столь нужную уверенность, а также безопасность в кризисных ситуациях. Вот почему важно, чтобы в этом договоре содержались четко и твердо прописанные гарантии, основанные на девизе мушкетеров "Все за одного - один за всех".
Наш президент ставит этот вопрос сегодня в Вашингтоне и вскоре представит инициативу, которая расширит эту идею. Кажется очевидным, что Европа будет и дальше оставаться зависимой от внешних источников энергоносителей. Я убежден, что последние - беспрецедентные - сокращения поставок природного газа в страны - члены ЕС во время одной из самых суровых за последние годы зим создали нам достаточно затруднений, чтобы подтолкнуть к смелым и решительным действиям. Договор об энергетической безопасности дал бы нам средства и способы обеспечения стабильности и безопасности, о которой мы все мечтаем.
Казимеж Марцинкевич является премьер-министром Польши