Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как это - нет водки?

Пауза в производстве вызывает у русских беспокойство

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Остановилась вся водочная индустрия страны - и все из-за огромной по своим последствиям бюрократической путаницы с новым налогом на алкогольную продукцию. Пока остановка производства не приводит к серьезным последствиям в больших городах, таких как Москва, где оптовики, предвидя надвигающуюся беду, в конце прошлого года сделали большие запасы. Но в отдаленных регионах популярные сорта водки исчезли с прилавков магазинов.

МОСКВА - На прошлой неделе на ликеро-водочном заводе ЗАО "Веда", одном из крупнейших в России, царила мрачная тишина. Впервые за свою десятилетнюю историю завод остановил производство. Заскучавшие от безделья рабочие занимались тем, что чистили моющими средствами оборудование.

Такую же картину можно было наблюдать и в других городах России - как больших, так и малых. Остановилась вся водочная индустрия страны - и все из-за огромной по своим последствиям бюрократической путаницы с новым налогом на алкогольную продукцию.

"Это беспрецедентный случай, - говорит доведенный до белого каления технический директор "Веды" Юрий Лобанов, проходя мимо пустых транспортерных лент. - Мы теряем тонны денег".

Для вино-водочной промышленности это стало катастрофой. Россия почти никогда за всю свою историю не прекращала выпускать водку. Даже во времена второй мировой войны Советы гнали алкоголь в промышленных масштабах.

Пока остановка производства не приводит к серьезным последствиям в больших городах, таких как Москва, где оптовики, предвидя надвигающуюся беду, в конце прошлого года сделали большие запасы. Но в отдаленных регионах популярные сорта водки исчезли с прилавков магазинов.

"Выбор резко сократился, и нам пришлось поднять цены, - говорит Светлана Матакаева, работающая в водочном магазине "Алкон" в городе Черкесске, что на юге России. - Покупатели уже начинают жаловаться".

Московские любители спиртного отмахиваются от угрозы нехватки алкоголя. "Пока они не прекратят продажу 95-градусного антисептика в аптеках по 10 рублей за пузырек, нам ничто не страшно", - говорит бухгалтерский работник Михаил Васильев, покупая спиртное в московском супермаркете.

Водка - это предмет национальной гордости, такой же исконно русский по своей сути, как икра или балет Большого Театра. По данным исследовательской компании Canadean, занимающейся анализом алкогольной отрасли, ежегодно среднестатистический россиянин закладывает за воротник 9,1 литра алкоголя, причем большей частью водки. Американцы, для сравнения, выпивают 4,9 литров.

Кризис начался в прошлом году, когда в России был принят закон, ужесточающий государственный контроль в алкогольном секторе. Он был направлен на то, чтобы затруднить жизнь тысячам производителей поддельной водки, на долю которых, по некоторым оценкам, приходится до трети российского рынка.

В соответствии с новым законом были введены и новые акцизные марки. Это такая наклейка, которую в России прикрепляют ко всем бутылкам с крепкими алкогольными напитками, чтобы показать, что за эту продукцию налог заплачен. Налоговые органы должны были начать рассылку таких марок по предприятиям 1 января, однако правила, регулирующие работу новой системы, не были своевременно отработаны.

Отчаянные попытки водочного лобби отсрочить введение закона ни к чему не привели. Новые акцизные марки с высокой степенью защиты были напечатаны и размещены на складах, однако производители спиртного добраться до них не смогли. А без таких марок продавать алкоголь они не имеют права.

Пострадали и винные заводы. "Это полный абсурд, - говорит Владимир Егоров, заместитель директора завода шампанских вин из Нижнего Новгорода, который тоже был вынужден прекратить работу. - Они умудрились остановить целую отрасль, и произошло это не из-за отключения электроэнергии или каких-то форс-мажорных обстоятельств, а из-за некомпетентных чиновников".

Компания Егорова пошла на беспрецедентный шаг, подав в суд на государство за "незаконное поведение". Егоров признает, что шансы на победу призрачны. "На самом деле, это больше крик отчаяния", - говорит он.

Хотя закон был направлен против поддельной водки, именно незаконные производители алкоголя выиграли от этого кризиса больше всех. Сейчас ту нишу, которую создали легальные производители, заполняет "левая" водка с фальшивыми акцизными марками. А это может вызвать серьезные проблемы в российской системе здравоохранения. Ведь по данным официальной статистики, ежегодно в России от поддельной водки умирают 40000 человек.

Российское министерство финансов, принявшее на себя основной удар разгневанных водочных баронов, заявляет, что его вины здесь нет. По мнению специалистов министерства, новый закон изначально был написан настолько плохо, что в него пришлось вносить крупные поправки, которые были приняты только в декабре. А до того срока чиновники не могли составлять собственные инструкции по его выполнению.

"Уже более недели федеральные акцизные марки выдаются любому, кто хочет их получить", - отметило министерство в своем заявлении, сделанном в прошлом месяце.

Но это отнюдь не утешает импортеров. Новые марки для импортной алкогольной продукции еще даже не напечатаны. А это привело к массовым срывам поставок виски, рома и коньяка в Россию - ведь страна представляет из себя один из самых быстрорастущих в мире рынков высококачественного алкоголя. "Импортеры оказались без работы, - заявляет Александр Романов из Комитета алкогольных напитков Ассоциации европейского бизнеса, - вне всяких сомнений, будет какой-то период дефицита".

Водка - а слово это является уменьшительно-ласкательным от слова "вода" - остается неотъемлемой частью национальной культуры и бытия с самого момента ее изобретения в 14-м веке. Водку подают охлажденной, пьют не разбавляя, и она является важным атрибутом любого застолья. Советским солдатам во время второй мировой войны водку давали перед атакой. Российские мужчины часто пропускают рюмку за завтраком.

Советский руководитель Михаил Горбачев в середине 80-х годов вызвал гнев и возмущение миллионов людей своей антиалкогольной кампанией, когда производство и продажа спиртного были резко ограничены. Тогда увеличилось промышленное производство, снизилось количество разводов, меньше стало несчастных случаев. Но закоренелые алкоголики просто переключились на ядовитые суррогаты, такие как спиртосодержащие средства от насекомых и одеколоны.

В конце 80-х годов антиалкогольную кампанию тихо похоронили, и по мере развития новых частных ликеро-водочных предприятий водочный ручеек превратился в мощный поток. За последние 10 лет производство алкоголя выросло почти в два раза. Если в 1996 году объем его производства составлял 706 миллионов литров, то в прошлом году он равнялся 1,32 миллиарда литров.

Нынешняя остановка стала для отрасли катастрофой. Даже огромные государственные гиганты типа "Кристалла", являющегося самой крупной компанией по производству алкоголя в России, все еще не могут оправиться от удара. Представители отрасли заявляют, что российская казна потеряла 70 миллионов долларов в виде невыплаченных налогов, а потери производителей составили 35 миллионов долларов. Экспорт же почти не пострадал: розлив главного экспортного брэнда России - водки "Столичная" осуществляется в соседней Латвии.

Завод "Веды" стоял четыре недели, пока менеджеры компании пытались раздобыть новые марки. Предприятие расположено в небольшом городе Кингисепп с населением в 54 тысячи человек. Город этот, находящийся недалеко от эстонской границы, полон хрущевских пятиэтажек, а мужчины там развлекаются тем, что играют в интернет-казино. "Веда", являющаяся сегодня вторым производителем водки в России, построила свой завод в 1996 году в помещениях старой государственной хлебопекарни. Сегодня она дает городу больше всего рабочих мест.

Весь прошедший месяц компания ничего не производила, однако все равно должна была выдавать зарплату, платить аренду, а также погашать счета за отопление и электричество. По словам представителей компании, из-за закрытия производства ее потери составили 2,5 миллиона долларов. "Мы ведь не нефтяники, - говорит коммерческий директор компании Жанна Булавчик, чей офис расположен в Санкт-Петербурге, - мы не можем нести такие убытки".

В прошлое воскресенье "Веда" наконец получила новые акцизные марки и возобновила производство. Однако амбициозные планы компании по увеличению в этом году объема производства на 35 процентов с показателя 2005 года в 75 миллионов литров вряд ли осуществятся.

А тем временем, почти половина российских ликеро-водочных заводов все еще не работает. "Я уже девять лет занимаюсь этим бизнесом, но ничего подобного не видела", - заявляет Булавчик.