Вашингтон - Эти предостережения американцы слышат десятилетиями: страна может отстать от других мировых лидеров в области технологии, и это создает угрозу ее образу жизни. В 1950-е это был Советский Союз, в 1980-е - Япония. Сегодня опасные соперники - Индия и Китай.
Инициатива Буша по повышению конкурентоспособности, включенная в его проект федерального бюджета, предусматривает выделение 136 млрд. долларов в течение 10 лет на развитие исследований и образования. Значительная часть этой суммы примет форму налогового стимулирования научно-исследовательских проектов, в том числе, удвоения бюджетов трех федеральных агентств, занимающихся наукой и технологией.
На образование план Буша предназначает относительно небольшую сумму - 380 млн. долларов в 2007 фискальном году, но именно эта его часть привлекает к себе больше всего внимания. Из этой суммы 90 миллионов пойдет на увеличение числа студентов, изучающих математику, точные науки и иностранные языки по программам повышенной трудности и в рамках Международного бакалавриата, путем дополнительного набора 70 000 учителей по этим дисциплинам для школ в неблагополучных районах.
В программе Буша по стимулированию программ повышенной трудности (AP Incentive Program) ставится задача по увеличению числа учеников, выбирающих такие программы, с нынешних 380 тысяч до полутора миллиона в 2012 г.
Возможно ли это в стране, граждане которой, похоже, испытывают врожденную неприязнь к таким 'жестким' предметам, как математика и точные науки? Сможет ли народ собраться с силами ради 'повышения конкурентоспособности' и выбить из Конгресса деньги на этот план, не имея перед глазами советского 'Спутника', запуск которого в 1957 г. стал неожиданностью для американцев?
В конце концов, попытки провести реформу образования, вызванные общенациональной обеспокоенностью вопросами конкурентоспособности, уже не раз проваливались, но США по-прежнему впереди всего мира по экономической мощи и инновациям - говорит Майкл Петрилли (Michael Petrilli), вице-президент Фонда Фордхэма (Fordham Foundation), занимающегося вопросами школьной реформы.
'Но я думаю, что сегодня, - как пишет в своем бестселлере Том Фридман (Tom Friedman), - экономика фундаментально изменилась', говорит Петрилли. 'Если наши дети хотят иметь хорошо оплачиваемую работу и жить так, как они привыкли, то им придется уметь шевелить мозгами. Как ни посмотри, наши ученики отстают от всего мира, особенно, по математике и точным наукам'.
Отмечаемый в последнее время рост числа обучающихся по программе повышенной трудности вселяет некоторую надежду. Во вторник руководство программы сообщило об улучшении успеваемости учеников, обучающихся по такой программе во всех 50 штатах и федеральном округе Колумбия по итогам пяти лет. Доля выпускников школ, сдающих экзамены по этой программе, получая не менее трех из пяти баллов, выросла после 2000 г. с 10 до 14 процентов.
По-прежнему недостаточно представлены ученики из числа меньшинств. Хотя афроамериканцы составляют до 13 процентов учеников старших классов, их доля среди учеников, сдающих экзамены повышенной трудности, не превышает 6 процентов. Коренные американцы составляют 1 процент учеников и 0,5 процента сдающих экзамены повышенной трудности. Ситуация лучше в случае латиноамериканцев, которые составляют 13 процентов всех учеников и 13 процентов сдающих экзамены повышенной трудности.
Среди тех, кто поддерживает инициативу президента в области образования - деловое сообщество, опасающееся, что отсутствие у нынешних американских учеников надлежащей квалификации в будущем негативно скажется на его доходах. Но некоторые аналитики в области образования считают, что, несмотря на некоторые выгоды для бизнеса (снижение налогов), вопрос о финансировании образования не будет первоочередным в ходе лоббирования в Конгрессе.
'Мы готовы заняться этим', - говорит Сьюзан Трейман (Susan Traiman), сотрудник организации Business Roundtable. Она отмечает, что в отчете Национальной Академии наук, представленном осенью прошлого года и послужившем базой для инициативы Буша по повышению конкурентоспособности, первая рекомендация касалась образования.
'Ввиду того, что дети бэби-бума, занимающиеся сегодня наукой и производством, скоро уйдут на пенсию, нужно позаботиться о том, чтобы молодые люди, идущие им на смену, были готовы занять их место', - говорит Трейман.
Экспертов в области образования также интересует то, как инициатива по повышению конкурентоспособности будет согласовываться с проектом, начатым во время первого президентского срока Буша, под названием No Child Left Behind (NCLB) ('Ни одного отстающего ребенка'), нацеленного на улучшение успеваемости. Бюджет департамента образования на 2007 г. был сокращен на целых 5,5 процентов. Глава ведомства Маргарет Спелингс (Margaret Spellings), утверждает, что департамент в состоянии решить обе проблемы: подтянуть отстающих и улучшить показатели лидеров. В бюджете предусматривается увеличение финансирования NCLB на 4,6 процента.
Учитывая, что в небытие кануло множество программ в области образования, в том, числе, рассчитанных на учеников из неблагополучных районов, многие настроены скептично.
'Сомневаюсь, что на все эти программы по повышению конкурентоспособности пойдут деньги', - говорит Джон Дженингс (John Jennings) из некоммерческого Центра по политике в области образования (Center on Education Policy). 'Он просит все меньше денег на образование и хочет упразднить столько популярных программ. Вряд ли Конгресс отменит эти программы и создаст новые'.