Министры финансов группы крупнейших промышленно развитых стран встречались в конце недели в Москве. Может возникнуть вопрос, была ли, Россия, собственно, принимающей стороной или же сторонним наблюдателем. Поскольку если быть точными, то в Москве встречалась Большая Восьмерка, но перед этим в Лондоне собиралась Большая Семерка.
Номинально Россия не только член Большой Восьмерки, она в этом году даже председательствует в ней. Но так как Большая Семерка не может никак решиться на обсуждение вопросов финансовой и валютной политики с представителями России, то окончательное причисление России к ведущим промышленно развитым странам затягивается. Поскольку министры финансов стран Большой Семерки, видимо, хорошо понимают, что Россия действительно является ведущим поставщиком сырья, они провели встречу в Москве под несвойственным для их профиля работы лозунгом энергетической безопасности. В данном случае Россия смогла принять участие в дискуссии, не пожелав, однако, взять на себя обязательства.
После того как в начале года была поставлена серьезно под вопрос репутация России как надежного поставщика газа, министр финансов Кудрин теперь заявил, что собирается подумать о ликвидации монополии российского концерна 'Газпром' в области экспорта газа. Но когда и как, он сказать, к сожалению, не может.
Это понятно, так как ликвидация монополии 'Газпрома' означала бы поворот в экономической политике России. Ей пришлось бы открывать свой энергетический рынок, отказаться от ренационализации ключевых отраслей промышленности, взять на вооружение обязывающие стандарты в области предпринимательства - и тогда, быть может, она стала бы ведущей промышленно развитой страной.