Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Не вините Россию

С сожалением приходится констатировать, что не только жива еще риторика прежних времен, представляющая сегодняшнюю Россию через призму представлений о бывшем Советском Союзе. Набирает силу синдром под названием 'все равно Россия виновата'

Не вините Россию picture
Не вините Россию picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Cтабильности на мировых энергетических рынках удастся достичь скорее проводя разумную энергетическую политику, чем с помощью политизации обсуждения энергетических вопросов. Поэтому президент Путин призывает партнеров к тому, чтобы активизировать работу по обеспечению глобальной энергетической безопасности, оказывающей непосредственное влияние на социально-экономическое развитие всех стран.

February 13, 2006; Page A17

Недавние попытки политизировать диалог в области энергетики вызывают серьезную озабоченность. Существует широко распространенное мнение, что Россия пытается извлечь из своих отношений с другими странами в энергетической сфере некие недостойные нормальной страны политические дивиденды.

Говорят даже о том, что Москва использует свои огромные запасы энергоносителей в качестве своеобразного 'нового оружия' для запугивания непокорных соседей и принуждения их к сотрудничеству. Причем центральным пунктом этих обвинений выступает как раз то, что Россия движется от старых советских отношений, в рамках которых газ продавался соседним странам по сильно заниженным ценам, к новому, рыночному механизму ценообразования. Хотя в средствах массовой информации США и в определенных политических кругах говорят о политической мотивации этого шага, любому беспристрастному наблюдателю очевидно обратное. Ведь вряд ли чем-либо, кроме политических соображений, можно обосновать продажу газа по старым схемам, по заниженной цене, теряя каждый год миллиарды долларов.

В последние пятнадцать лет отношение [России] к обретшим независимость странам бывшего Советского Союза неизменно отличалось от отношений, установленных с другими европейскими потребителями наших энергоносителей: по отношению к некоторым из них политика ценообразования складывалась на основе нашей многолетней взаимозависимости и надежд на их расширенную интеграцию с Россией. Эта политика была переходной по своей природе - это был временный шаг, целью которого было оказать помощь бывшим 'соседям по квартире'. Продавать энергоносители по комфортным ценам в течение неопределенного времени - значит не просто идти против здравого смысла, но за свой счет субсидировать целые отрасли промышленности суверенных государств, нарушая при этом и интересы акционеров наших энергокомпаний.

Сегодня, когда российское правительство перешло к новой формуле ценообразования, содержание которой диктует рынок, Россию начинают обвинять в политизации энергетического вопроса, чему примером может служить широкая дискуссия, развернувшаяся вокруг недавно подписанного договора по поставкам природного газа. И грустно, и смешно, что подобные обвинения звучат из уст тех, кто еще вчера столько нам рассказывал о необходимости незамедлительного перехода к рыночным принципам. Надеюсь, что ни один вдумчивый наблюдатель не задается сегодня вопросом, почему мы отказываемся от политики поддержки своих соседей за собственный счет. И все же мы продолжаем наблюдать попытки разглядеть в этом абсолютно прагматическом подходе некий политический подтекст.

С сожалением приходится констатировать, что не только жива еще риторика прежних времен, представляющая сегодняшнюю Россию через призму представлений о бывшем Советском Союзе. Набирает силу синдром под названием 'все равно Россия виновата'. Дошло даже до обвинений в том, что какие-то российские неизвестные взорвали линии электропередачи и газопроводы на своей собственной территории - якобы чтобы прервать поставки в Грузию российских энергоносителей и тем самым наказать Тбилиси. Да, на этих объектах действительно произошла диверсия, и российские аварийщики рисковали жизнями на тридцатиградусном морозе, чтобы восстановить подачу энергии. Но все равно Россию выставляют виноватой, как и в случае, когда она, стремясь диверсифицировать пути поставок газа в Европу, планирует, в частности, постройку Северо-Европейского газопровода по дну Балтийского моря.

Это воспринимается как политическая игра против некоторых ее соседей, в то время как истинная причина - в том лишь, чтобы гарантировать непрерывность поставок всем нашим потребителям в Западной Европе и в соседних странах.

Тот же подход применяется и в сфере атомной энергетики. Россия предложила создать сеть центров по производству обогащенного урана - центров, доступ к которым был бы обеспечен всем сторонам, заинтересованным в развитии атомной энергетики. В рамках этого плана, возможно, прозвучат предложения производить силами России и США реакторное топливо, использующееся на атомных электростанциях, для различных стран и вывозить отработавшее топливо обратно, чтобы предотвратить его использование в разработке оружия.

Когда президент Буш оглашал свое Обращение к нации, я был среди присутствующих. Я слышал, как президент говорил о том, что Америка впала в зависимость от нефти, которую зачастую приходится импортировать из регионов мира, не отличающихся стабильностью. Президент подчеркивал, что для сохранения конкурентоспособности необходимы доступные способы выработки энергии. Именно в этом и заключается важность непрекращающегося энергодиалога между нашими странами. Выгоды здесь обоюдны: США необходимо снизить степень зависимости от нефти, получаемой из традиционных источников, а России нужны новые рынки для реализации своих огромных запасов энергоносителей. Поэтому настоятельно необходимо не дать политизации энергетического вопроса встать на пути этого диалога и практического сотрудничества.

Россия и Соединенные Штаты должны проводить активную совместную работу по созданию нового режима взаимодействия в энергетической сфере. В качестве страны, председательствующей в настоящее время в 'Большой восьмерке', Россия предложила на предстоящем саммите этого клуба в Санкт-Петербурге сосредоточить внимание на вопросе энергетической безопасности. Кроме того, этот вопрос также остается главным пунктом повестки дня российско-американского взаимодействия как на государственном, так и на отраслевом уровне.

Нефть и другие углеводороды составляют большую часть объема двусторонней торговли между Россией и Соединенными Штатами. В прошлом году объем поставок российской нефти в США достиг беспрецедентного уровня в 160 миллионов баррелей. В реальности наше энергетическое сотрудничество далеко еще не вышло на полную реализацию своего потенциала, но мы видим в нем признаки готовящегося прорыва. В этом году на проектные объемы должен выйти проект 'Сахалин-1', осуществляемый совместно с компанией Exxon Mobil и другими иностранными предприятиями. Усиливается стратегический альянс между российской компанией 'Лукойл' и корпорацией ConocoPhillips, одним из элементов которого является освоение Тимано-Печорского нефтяного месторождения. К 2008 году это месторождение должно давать до 200 тысяч баррелей в сутки.

Немалые возможности открывает и сжижение природного газа (СПГ): в прошлом году на терминале в Коув-Пойнт (Cove Point) в штате Мэриленд встретили первый российский танкер со сжиженным газом. В этом году ожидается еще пять танкеров, после чего Россия войдет в первую пятерку поставщиков СПГ на рынок Соединенных Штатов. В ближайшие месяцы компания 'Газпром' огласит состав международного консорциума по разработке Штокмановского газового месторождения в российском Заполярье, что выведет наше энергетическое взаимодействие в совершенно новую плоскость.

По плану, к 2020 году это совместное предприятие будет обеспечивать до четверти всего импорта природного газа в США. Кроме того, Штокман станет образцовым проектом по разработке запасов углеводородов в Восточной Сибири и шельфе арктических морей. Мы приветствуем участие энергокомпаний США в этих новых проектах и надеемся, что оно будет означать стабильный приток на эти месторождения новых технологий как в производстве, так и в управлении, что повысит их производительность и конкурентоспособность.

В долгосрочной перспективе такое взаимодействие может содействовать привлечению в энергетическую отрасль огромных инвестиций, что будет способствовать развитию экологически безопасной инфраструктуры. Прежде всего это станет ключевым элементом общей стабильности на мировых энергетических рынках.

Главный вывод: стабильности на мировых энергетических рынках удастся достичь скорее проводя разумную энергетическую политику, чем с помощью политизации обсуждения энергетических вопросов. Поэтому президент Путин призывает партнеров к тому, чтобы активизировать работу по обеспечению глобальной энергетической безопасности, оказывающей непосредственное влияние на социально-экономическое развитие всех стран.

Юрий Ушаков - посол России в Соединенных Штатах Америки

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Общая борьба ("The Washington Times", США)

Хранить и оберегать дух Эльбы ("The Washington Times", США)

____________________________________________________________

Комментарий переводчика