Российский президент Владимир Путин, известный своей кремлевской привычкой действовать без предварительных консультаций с противостоящими политическими силами у себя дома, в четверг застал врасплох и иностранных партнеров, когда заявил о своей готовности "пригласить руководство ХАМАС в Москву на переговоры". Это приглашение расходится с той позицией, которую недавно заняла Россия вместе с остальными членами так называемого "квартета" по ближневосточному урегулированию - Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Организацией Объединенных Наций.
Хотя Путин действовал в этом случае самостоятельно, его приглашение лидерам ХАМАС не должно стать крушением надежд для членов "квартета", которые многое поставили на свою "дорожную карту" по ближневосточному урегулированию. Путин обосновал такой шаг довольно реалистичным замечанием о том, что "ХАМАС пришел к власти в Палестине в результате законных выборов, и мы должны уважать выбор палестинского народа".
Путин попросту подтверждает тот политический факт, который должны сейчас признать члены "квартета", Израиль и весь мир. Заявление, последовавшее из французского министерства иностранных дел, в котором утверждается, что инициатива Путина "может послужить продвижению наших позиций", тонко дает понять, что следует делать принципиальное различие между переговорами с организацией ХАМАС и принятием неприемлемых доктрин исламистов.
После победы этой организации на выборах в палестинский парламент "квартет" выступил с заявлением относительно тех позиций, на которые ссылается Франция. В нем говорится: "Существует фундаментальное противоречие между деятельностью вооруженных группировок и боевиков и строительством демократического государства. Двусторонний поиск путей разрешения конфликта требует, чтобы все участники демократического процесса отвергли насилие и террор, признали право Израиля на существование и разоружились в соответствии с положениями "дорожной карты".
Чтобы лидеры ХАМАС смогли удовлетворить ожидания и чаяния палестинцев, им необходимо получить содействие и экономическую помощь из-за рубежа. Ни для кого не секрет, что они рассчитывают на сотрудничество России и Китая в том, чтобы ответить на требования, предъявляемые как членами "квартета" и Израилем, так и Иорданией и Египтом. По сути дела, нет ничего плохого в начале диалога между Путиным и руководителями ХАМАС, если, конечно, он не заверит их, что те могут рассчитывать на крайне необходимую им помощь даже в том случае, если не согласятся на основополагающие условия, выдвинутые "квартетом". А это означает, что ХАМАС должен будет признать палестинские обязательства в рамках "дорожной карты".
Было бы глупостью со стороны Путина полагать, что, демонстративно флиртуя с ХАМАС, он каким-то образом повернет сознание исламистов и заставит их прекратить думать о нем как о палаче чеченских мусульман. А чтобы сохранить последовательность в своих действиях, он должен не только резко осуждать жестокие теракты в российской школе или театре, но и вместе со своими партнерами по "квартету" настаивать на прекращении членами ХАМАС взрывов в кафе и гостиницах.