Недавно переведенная на английский статья Владимира Путина (в оригинале она была опубликована в 1999 г. в одном из российских технических журналов) позволяет западной аудитории лучше понять его взгляды на экономику. В статье обрисован план возрождения экономической мощи России, которому Путин в целом - и с немалым успехом - следует и в практической деятельности, с того момента, как он неожиданно для всех стал исполняющим обязанности президента в самом конце 1999 г. В то же время, в ней нашли отражение некоторые аспекты его представлений об экономике, чье последовательное воплощение в жизнь негативно отражается на возможностях экономического роста в России - как в настоящем, так и в будущем.
В английском переводе статья выходит в номере авторитетного американского научного журнала 'Problems of Post-Communism' за январь-февраль 2006 г. В роли переводчика выступил профессор Джорджтаунского университета Харли Бэлзер (Harley Balzer) - один из ведущих специалистов по России в США. Во вступительной заметке Бэлзер высказывает предположение, что статья была написана в 1998 г. - примерно в то время, когда Путин стал директором Федеральной службы безопасности (преемницы КГБ).
В статье Путин выдвигает следующие тезисы:
1. Чтобы сократить 'отставание России от развитых стран по объему ВВП на душу населения' темпы роста в стране должны вдвое превышать аналогичные показатели западных государств.
2. Россия способна достичь таких темпов экономического роста 'за счет добычи, переработки и эксплуатации минеральных сырьевых ресурсов', например, нефти и природного газа, которыми страна чрезвычайно богата.
3. Прибыли сырьевого сектора следует использовать для развития других отраслей народного хозяйства, где имеется больше возможностей для создания новых рабочих мест, чем в топливно-энергетическом комплексе.
Путин осознает, что России необходимо создавать фирмы, 'способные на равных конкурировать с западными транснациональными корпорациями'. Однако этот процесс затрудняет наследие советской плановой экономики с ее 'полной изоляцией от мировых рынков'. Впрочем, признавая значение конкурентоспособности российских корпораций в условиях свободного рынка, Путин опасается 'доверить' процесс формирования таких компаний рыночным механизмам. По его мнению, руководящую роль здесь должно играть государство - оно будет защищать 'интересы общества в целом' и играть роль арбитра для конкурирующих деловых структур. Если же пустить процесс на самотек, корпорации 'будут вести себя как монополисты . . ., что во многих случаях препятствует инновациям'.
В этом и заключается одна из идей Путина, оказывающих негативное влияние на российскую экономику: Путин выразил убежденность в том, что частные корпорации (по крайней мере, в России) не занимаются инновациями, а потому для их активного внедрения необходима руководящая роль государства. Западный опыт, однако, показывает, что частные фирмы куда успешнее внедряют инновации, способствующие экономическому росту, чем государство.
Тот факт, что Путин высказывал подобные взгляды еще в 1998 г., показывает: он подумывал о восстановлении государственного контроля над независимыми нефтяными компаниями вроде 'ЮКОСа' еще до того, как стал президентом. В то же время способность Путина взять под контроль 'ЮКОС', не отпугнув при этом иностранных инвесторов и не сократив возможности страны в области нефтяного экспорта, позволяет предположить, что в данном случае его действия, по крайней мере, не повредили России. Однако проявят ли государственные нефтяные компании, чье руководство 'отчитывается' перед Кремлем, такую напористость и энергию в области добычи и торговли нефтью, как тот же 'ЮКОС'? Пока свидетельств тому не заметно.
Еще больше вопросов вызывает тезис Путина о том, что государство способно руководить созданием концернов, способных конкурировать с западными транснациональными корпорациями, не только в сырьевом секторе, но и в других отраслях. Поскольку иностранцы нуждаются в российской нефти, газе и другом сырье, они будут покупать его независимо от того, контролируются соответствующие предприятия Кремлем, или нет. Однако для того, чтобы успешно торговать на мировом рынке промышленными товарами и услугами, Россия должна обеспечить их конкурентоспособность по отношению к аналогичным изделиям частных компаний из разных стран. Конечно, Россия весьма успешно экспортирует высокотехнологичную продукцию на рынках вооружений и оборудования для атомной энергетики. Однако ее покупателями обычно становятся государства, которым Запад продавать аналогичную продукцию не желает. Таким образом, своими успехами на этих рынках Москва обязана в основном отсутствию конкуренции со стороны Запада.
Реальной проверкой потенциала России в этой области станет ее способность производить товары и услуги, привлекающие индивидуальных потребителей и частные компании, как отечественные, так и зарубежные, несмотря на соперничество со стороны транснациональных корпораций. Для этого российским фирмам необходимо постоянно внедрять инновации, чтобы опережать конкурентов. Но хватит ли для этого предприимчивости у аппаратчиков из спецслужб, которых Путин любит ставить во главе промышленных компаний? И позволит ли это Кремль - ведь любые действия, которые он не контролирует, все больше вызывают у него опасения? Ответ на оба эти вопроса скорее всего будет отрицательным.
Путин предвидел, что российский сырьевой сектор станет движущей силой развития всей российской экономики. Однако его недоверие к частному предпринимательству и стремление все контролировать из Кремля приводит к формированию государства-'толстосума', живущего за счет сырьевых богатств страны, в то время как российское общество влачит жалкое существование. Самое обидное, что такую ситуацию нельзя назвать неизбежной. Однако, пока Путин не откажется от ошибочных идей, высказанных еще в 1999 г., в упомянутой статье, положение не изменится к лучшему.
Марк Н. Кац - преподаватель государственного управления и политологии в Университете им. Джорджа Мейсона (George Mason University)
____________________________________________________________
Диссертация Путина ("The Financial Times", Великобритания)