Энергетическая безопасность была главной темой на встрече Большой Восьмерки. Разногласия с Россией скрыть удалось с трудом.
Москва. Для саммита, на котором в качестве главной темы рассматривалась энергетическая безопасность, заключительное заявление оказалось на удивление бессодержательным. Государства Большой Восьмерки хотят 'активизировать диалог в области энергетики и политики между добывающими и потребляющими странами и частным сектором' - таков неопределенный итог встречи министров финансов семи крупнейших промышленно развитых стран и России.
Эксперты российского Министерства энергетики исходят из того, что Европа к 2020 году будет вынуждена покрывать свои потребности в газе на 60 даже 70 процентов за счет импорта - по высоким ценам, поскольку 'эпоха дешевой нефти и дешевого газа кончилась'. Президент России Владимир Путин предложил министру финансов Пееру Штайнбрюку (Peer Steinbrueck), члену СДПГ, и его коллегам из США, Канады, Японии, Великобритании, Франции и Италии меньше импортировать энергоносители из стран Ближнего Востока и больше нефти и газа - из России.
Пострадала репутация надежного поставщика энергоносителей
Такой подход, который, как говорят, должен лечь в основу саммита Большой Восьмерки в июле в Санкт-Петербурге, является спорным. Газовый спор с Украиной, когда Москва в начале января перекрыла кран Киеву, 'нанес громадный ущерб репутации России', - сказал Клиффорд Гэдди (Clifford Gaddy) из Института Брукингса в Вашингтоне. Не хотят увеличивать объемы российских поставок, а собираются сокращать их, прежде всего правительства некоторых европейских стран. Не помогло даже то, что Путин и министр финансов Алексей Кудрин попытались смягчить ущерб. Россия будет выполнять свои обязательства по поставкам даже в том случае, если через Украину придется перекачивать больше газа, сказал Кудрин.
С целью обеспечения монопольного положения в области поставок энергоносителей в Европу прежде всего концерн 'Газпром', контролируемый Кремлем, делает все, чтобы установить контроль над газо- и нефтепроводами в других странах. В то же время Большая Восьмерка хочет, чтобы была конкуренция. Так, Москва должна согласиться с транспортным протоколом: договор обязывал бы Россию транспортировать по своим трубопроводам нефть и газ независимо от того, откуда они поступают. На практике это создавало бы лучшие рыночные условия для нефти и газа, например, из Средней Азии. 'В будущем доступ к экспортным трубопроводам должен стать равноправным. Я, правда, пока не могу сказать, когда это произойдет', - сказал министр финансов Кудрин.
Не было достигнуто сколь либо ощутимого прогресса также и по другим вопросам, поставленным западными министрами: Москва должна давать более открытую информацию об энергетических резервах и либерализовать внутренний газовый рынок - на нем российские фирмы платят всего лишь незначительную долю от цены на газ для европейских потребителей. Кроме того, Россия должна сделать энергетический рынок более открытым для иностранных инвестиций.
В свою очередь, на сопротивление натолкнулись требования русских. Лишь Штайнбрюк поддержал требование о полноправном членстве России в Большой Восьмерке. Не удалось продвинуться также в вопросе о вступлении во Всемирную торговую организацию. Россия должна продолжать добиваться дальнейшей либерализации торговли, сказал министр финансов США Джон Сноу (John Snow). США требуют, например, чтобы Россия сделала более открытым рынок для иностранных банков. Не было принято также предложение Путина о досрочной уплате советских долгов в размере 11,9 миллиарда долларов США. Половина из них приходится на Германию, проценты на них уже учтены в бюджете - и они в случае досрочной уплаты будут потеряны.