'Учитывая значительное количество нефтегазовых запасов у нашего северо-восточного соседа, представители мировой политической элиты, являющиеся основными энергетическими потребителями, вынуждены считаться с РФ, несмотря на их очевидную экономическую несовместимость'
В прошлые выходные Москва ненадолго превратилась во всемирный экономический центр. В рамках председательства России в 'Восьмерке' в этом году, российская столица стала местом проведения очередной встречи министров финансов стран G8. Обычно, подобные 'рафинированные' экономические мероприятия не привлекают к себе повышенного внимания, но форум этого года стал своеобразным исключением из правил.
Накануне его проведения в мировых СМИ шли горячие дискуссии по поводу того, является ли Россия полноценным членом элитного клуба, и есть ли у нее вообще право входить в него. И причиной подобных споров была именно экономика, а точнее - состояние ее развития на территории РФ. Если по поводу ее военной составляющей соответствующего статуса супердержавы сомнений практически не возникает, то относительно ее экономического соответствия званию мирового лидера многие высказывали свое удивление, ведь цифры свидетельствуют, что российский ВВП меньше чем две трети ВВП Канады, чей показатель самый низкий среди членов G8.
Разделились мнения относительно этого и среди самих участников 'Восьмерки'. Например, министр финансов Германии Пьер Штайнбрюк неоднократно подчеркивал, что немецкое правительство придает большое значение председательству России в 'Восьмерке' и будет поддерживать российские стремления попасть во все ее структуры. В то же время против полной интеграции Кремля время от времени высказываются некоторые другие члены G8, в частности - Лондон. Так, посол Великобритании в РФ Энтони Брентон подчеркнул, что между 'Восьмеркой' и финансовой 'Большой Семеркой' существуют значительные отличия. По его словам, 'G8 - это, в первую очередь, группа политически влиятельных государств. Кроме этого, периодически происходят встречи министров финансов G7, представителей семи самых больших мировых экономик. Они обсуждают особые технические вопросы в финансовой сфере'. Сама же Россия в ответ на упреки в собственной неполноценности придерживается позиции, которую можно охарактеризовать приблизительно так: 'Мы не на первом месте в мире, но и не на восьмом'. Как бы там ни было, а точку в этих дискуссиях должна поставить именно московская встреча.
Именно поэтому 11 февраля российская сторона, в лице своего президента Владимира Путина делала все возможное для того, чтобы, с одной стороны, доказать, что ее председательство в 'Восьмерке' не простая формальность, а с другой - подтвердить свою готовность к полноформатной работе в ее рамках. Сначала, В. Путин заявил о готовности РФ осуществить досрочную выплату части долгов Парижскому клубу в размере 11,9 млрд. долларов. Он высказал убеждение, что реализация этого шага будет способствовать развитию наиболее бедных стран. 'Страны-кредиторы, ощущающие сегодня дефицит свободных финансовых ресурсов, смогут использовать полученные от России средства для выполнения своих обязанностей перед Международной ассоциацией развития относительно компенсации списанных долгов наиболее бедным странам', - заявил В. Путин. На этом стремление российской стороны помочь бедным всего мира не закончилось. Российский лидер проинформировал СМИ, что РФ приняла принципиальное решение об участии в программе финансирования МВФ относительно осуществления помощи бедным странам, пострадавшим от внешних шоков. Российский президент заявил, что на эти цели в период 2006-2010 годов будет направлен добровольный вклад в размере 43,5 млн. долларов.
Кроме того, Россия явно продемонстрировала, что она стремится к усилению своих позиций на мировом рынке энергоносителей. Так во время встречи с американским министром финансов Джоном Сноу, тот же Путин сказал, что РФ стремится выйти на третье-четвертое место по поставкам энергоносителей в США. Стоит напомнить, что сейчас в подобном рейтинге Россия занимает восьмое место. Кроме того, министр финансов Франции Тьерри Бретон сообщил, что Россия собирается 'создать мировой рынок газа подобно существующему нефтяному рынку'. По его словам, сейчас активно идет обсуждение новых путей транспортировки газа и возможного строительства новых газопроводов не только через Европейский континент, но и через Азию и G8 собирается выделить на это определенные средства через Европейский инвестиционный банк.
Кроме обсуждения энергетических и финансовых проблем, российская делегация предложила принять план по борьбе с птичьим гриппом и призвала членов 'Восьмерки' уделить внимание упрочению глобальной информационно-аналитической сети мониторинга инфекционных заболеваний.
В ответ на такую инициативную работу российской стороны, представители других семи стран-членов высказали 'удовлетворение в связи с развитием российской экономики'. Например, министр Финансов Канады Джеймс Флаерти, комментируя состояние российской экономики, назвал прогресс в России 'прекрасным'. Что же касается общих экономических прогнозов, то члены 'Восьмерки' убеждены, что в этом году мировая экономика сохранит высокие темпы развития, хотя при этом сохранятся риски, включая высокие цены на энергоносители. Но в будущем, по их словам, необходим дальнейший прогресс в применении мероприятий экономической политики, которые бы содействовали постепенному выравниванию глобальных дисбалансов и способствовали росту мировой экономики.
В конечном счете, прогнозы прогнозами, а московская встреча показала, что мировые лидеры, несмотря на существующие геополитические разногласия, не могут не учитывать жесткие экономические реалии. А они свидетельствуют о возрастающей роли стран, обладающих значительными нефтегазовыми запасами. Очевидно, что именно учитывая значительное количество таких запасов у нашего северо-восточного соседа, представители мировой политической элиты - основные энергетические потребители, вынуждены считаться с РФ, несмотря на их очевидную экономическую несовместимость. Но факт остается фактом - Россия, в первую очередь, - крупный экспортер энергоресурсов, и это, после огромного ядерного потенциала, является едва ли не единственным основанием ее нынешнего присутствия в элитном клубе.
N22, вiвторок, 14 лютого 2006