Американский профессор юстиции Майкл Шарф заявил вчера Би-Би-Си, что ни Саддам Хусейн, ни Слободан Милошевич не могут рассчитывать на справедливое судебное разбирательство, так как все процессы против обвиняемых в военных преступлениях проходят 'весьма хаотично'.
В Гаагском трибунале процесс над Милошевичем длится уже пятый год, а в Багдаде продолжается судебное разбирательство в отношении бывшего иракского лидера Саддама Хусейна. Напрашиваются вопросы - может ли суд против Милошевича и Хусейна вообще быть честным и как долго еще будут продолжаться судебные разбирательства над ними?
Шарф считает, что судебное разбирательство по делу Милошевича длится так долго, потому что ему разрешено вести защиту самому, хотя на многочисленные отсрочки повлияло и состояние здоровья.
'Возникает впечатление, что суд над Милошевичем не совсем справедлив. Для окончательной оценки важно проанализировать, достаточно ли доказательств будет приведено для вынесения справедливого приговора', - подчеркнул Майкл Шарф.
Цитируя английскую поговорку, которая гласит: 'Справедливость должна не просто восторжествовать, она должна восторжествовать во всей очевидности', белградский профессор международного права Воин Димитриевич говорит, что 'суд, не признаваемый обвиняемым, должен найти лучший способ выполнить свою работу'.
'Проблема с Гаагским трибуналом заключается не в том, что кто-то считает его действия нелегитимными, и не в том, что судебные процессы против обвиняемых несостоятельны с юридической точки зрения, а в том, что к этому суду относятся враждебно и в Сербии, и в Хорватии, и в Боснии и Герцеговине. Причина не только в пропаганде против Гаагского трибунала, которая ведется у нас более десяти лет, но и в ошибках, допущенных прокуратурой Гаагского трибунала', - считает профессор Димитриевич.
Когда судят людей, которые до недавнего времени были главами государств, следует быть предельно аккуратными во всех аспектах этих процессов, особенно в том, что касается прав обвиняемых на защиту, так как такие процессы тянутся чрезвычайно долго. 'Когда судебный процесс длится больше трех лет, то людям кажется, что здесь что-то не так, хотя нет правила, которое устанавливало крайний срок для судебного разбирательства', - объясняет профессор Димитриевич.
В самом начале процесса над Милошевичем судья Патрик Робинсон заметил, что судебная процедура, которая продолжается более трех лет, не может считаться справедливой. Правда, тогда он был не председателем судебного совета, как сейчас, а лишь судьей.
Ход судебного разбирательства по делу Милошевича 'затормозили' такие обстоятельства, как плохое состояние здоровья бывшего президента Союзной Югославии, решение позволить ему вести защиту самому, а также другие объективные факторы. Вместе с тем, судьи, которые сейчас ведут процесс над Милошевичем, несколько раз за последние месяцы заявляли о своем намерении завершить разбирательство до конца 2006 года.
Сроки будут зависеть от двух важных решений, которые судебный совет должен вынести в ближайшее время. Во-первых, Милошевич с нетерпением ожидает ответа суда на его недавнее требование временно отпустить его на лечение в Россию. Во-вторых, в конце прошлого года судебный совет отказал Милошевичу в просьбе продлить время для представления доказательств защиты, одновременно заявив, что 'подумает об этом, когда придет время'.