Москва. По России катится волна протестов: по улицам медленно ползут автомобили, украшенные оранжевыми и черными ленточками, и с включенной аварийной сигнализацией. Такую картину можно было наблюдать уже в ряде городов страны, в конце недели - также в Москве. Это восстание водителей автомашин, к которым присоединились тысячи россиян. Речь при этом идет не о состоянии дорог или о ценах на бензин, хотя это тоже вызывает недовольство россиян. Гнев протестующих вызвал случай, который многие считают типичным, несправедливостью, царящей на дорогах. Речь идет о сибирском железнодорожнике Олеге Щербинском, приговоренном недавно судом к четырем годам колонии. Его преступление состояло всего лишь в том, что он оказался не в то время и не в том месте.
Место, где это произошло, - дорога в Алтайском крае, с которой Щербинский свернул налево. Это произошло в тот момент, когда здесь появился на своем служебном "Мерседесе" на скорости около 200 километров в час с включенным синим проблесковым маячком местный губернатор. При попытке избежать столкновения с машиной, поворачивающей налево, шофер потерял управление, губернатор, водитель и телохранитель погибли.
То, что, очевидно, невиновный железнодорожник был осужден, многие россияне считают симптоматичным. Нигде в другом месте власти и нормальные граждане не оказываются так близко друг от друга, как на дорогах. Тем важнее для сильных мира сего, которые в действительности совсем не так сильны, соблюдение иерархии. Они, начиная с президента и кончая незначительными чиновниками, пользуются правом носиться по стране с синими проблесковыми маячками. Протестующие требуют теперь, чтобы пользоваться ими могли только милиция, кареты скорой помощи и пожарные.
Вопреки внешней стороне дела это очень политический протест, считает московский политолог Владимир Прибыловский. В интервью Moscow Times он сказал: "Бюрократы - господствующий класс. Они пользуются феодальными правами, включая право делать за счет простого человека на дорогах все, что им захочется".