Когда Россия перекрыла газ Украине, то вздрогнула вся Европа, потребители которой все сильней зависят от России в обеспечении себя теплом.
Также это событие заставило политиков с тревогой задаваться вопросом о том, можно ли полагаться на Россию как на поставщика энергоресурсов.
Россия обладает огромными запасами энергоресурсов. В ее распоряжении находятся более одной пятой мировых разведанных запасов природного газа и как минимум 75 миллиардов баррелей нефти, что составляет около 7 процентов мировых запасов.
Однако какую же политическую мощь дают эти несметные запасы углеводородов? Клифф Купчан (Cliff Kupchan), аналитик из консалтинговой компании "Eurasia Group", говорит, что подобное положение вещей дает России значительное влияние.
"Я бы описал настроение российской политической элиты как преисполненное "нефтяной уверенностью". Проблема заключается в том, что такая нефтяная уверенность может привести к неверным шагам. Я думаю, именно и произошло в случае с Украиной".
Установление цен на уровне рыночных было законным правом России, и являлось составным элементом стратегии по прекращению предоставления газовых субсидий бывшим советским республикам.
Однако оно также показало, что Москва играет политическими мускулами, что признает Андрей Кокошин, председатель комитета Государственной Думы по делам СНГ.
"Конечно, это как-то связано с политикой, - говорит он. - Если политическая элита Украины, по крайней мере какая-то ее часть, решила иметь дело с Западом и не интегрироваться в постсоветское пространство, то с какой стати мы должны предоставлять субсидии украинским властям?"
Политическое оружие
Сможет ли Россия таким же образом разыграть энергоресурсную карту со своими самыми важными западными потребителями? Аналитики считают, что нет. Использование энергоресурсов в качестве оружия представляет собой слишком опасную игру.
Саудовская Аравия пыталась применить подобную тактику в начале 1970-х годов, пытаясь оказать на Америку и на Запад давление по вопросу Израиля, однако это нефтяное эмбарго аукнулось ей самой, так как западные потребители в конце концов нашли другие источники нефти.
Российская политическая элита хорошо осведомлена о подобных рисках. Как говорит Клифф Купчан, Кремль использует энергоресурсы различными способами, в зависимости от того, где это происходит.
"В ближнем зарубежье, на постсоветском пространстве, Россия использует энергоресурсы в качестве политического оружия для достижения своих целей. Украина - главный тому пример. Однако, я думаю, что Россия с гораздо большим уважением относится к необходимости поддержания стабильных отношений с иностранными партнерами, особенно из Западной Европы".
Главный партнер?
Данные отношения являются взаимозависимыми. Западная Европа четверть своего газа получает из России. Россия же, в свою очередь, зарабатывает на его продаже 25 миллиардов долларов США в год.
Не так давно Россия обращалась к Западу с протянутой рукой. А теперь ее расположения ищут крупные, голодные до энергоресурсов страны со всего мира.
"Россия может принять предложения, поступающие из Лондона, Франкфурта или Нью-Йорка - а может принять предложения Пекина, Гонконга или Дели. Западные страны могут выбирать: или еще больше зависеть от Ближнего Востока и Африки, или строить более прочные отношения с Россией", - говорит Андрей Кокошин.
Однако благодаря своим запасам и стратегическому местоположению между Востоком и Западом Россия может стать - если она сохранит нынешний политический курс - главным энергетическим партнером для всего мира.
Энергоресурсы наделяют Россию значительной политической силой. Мир хочет увидеть, как эта сила будет использоваться.