Последние 15 лет Украина жила на инерции распада империи СССР, но любой толчок, даже такой мощный, как полученный в 1991 году, имеет свои пределы. Инерция распада СССР ни предыдущей, ни новой властью не была трансформирована в энергию созидания новой Украины.
2005 год стал годом "распада распада" - затухание инерционного толчка наложилось на системный кризис политической и экономической подсистем Украины, сформировавшихся в постсоветское время.
Политическую надстройку постсоветской Украины похоронила оранжевая революция. Газовый кризис обозначил начало кардинальной перестройки экономической системы Украины.
В этом смысле 2006 год, несомненно, является годом Великого перелома. Однако, большая часть политической элиты Украины еще не осознала новых реалий. Правые, левые, оранжевые и синие заражены популизмом, который не позволяет выстраивать политику на долговременную перспективу.
Наиболее ярким свидетельством этого стал газовый кризис, продемонстрировавший отсутствие проективного мышления - как у власти, так и у оппозиции.
Власть весь год вела себя так, словно проблемы не существует, очевидно, рассчитывая, что Россия закроет глаза на ярко выраженную прозападную, точнее говоря, проамериканскую политику, и все "рассосется" как-нибудь.
Когда же Россия начала действовать соответственно своим национальным интересам, то оказалось, что у власти нет никакого плана действий. Итог - появление соглашений, подписанных в гостинице с неясными фигурантами и негативными последствиями для страны и экономики.
В то же время, оппозиция, которая обещает вернуть "все как было", не имеет рефлексивной позиции, поскольку не понимает, что "как было" уже не будет.
Когда парламентарии принимают решение заморозить повышение цен на электроэнергию и газ, они руководствуются очевидными мотивами - никто не хочет наступать на "горло собственной песне". Однако, тем самым, они наступают на "песню" будущего Украины.
Изменилась не только Украина. Стремительно трансформируется мир - больше нет тех тепличных условий, в которых де-факто страна находилась при режиме Кучмы. В этих условиях жить инерцией распада означает и дальше провоцировать перманентный кризис и продолжать путь в клуб глобальных неудачников.
За 15 лет страна не приумножила старое советское наследие, не предложив ничего взамен. И теперь не просто лопаются трубы в домах - лопается политическая надстройка, взрываются мины старого наследия бездействия старой/новой власти. Украине нужен план, основанный на энергии созидания.
В 1998-2002 годах парламентские выборы проходили под девизом клонирования. Партии активно занимались брендингом, создавая фиктивные идеологические обертки в виде "социал-демократии" и т.д.
Характерной чертой этой избирательной кампании является зомбирование. СМИ миллионы раз тиражируют смыслы, за которыми ничего нет. Однако, социальная психология такова, что как говорил Геббельс, ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
У людей нет времени, а часто и желания, чтобы подумать, тщательно взвесить все "за" и "против" перед принятием решения. В итоге наблюдаем тотальное доминирование манипуляций вместо доминирования стратегических смыслов.
Наивно полагать, что в этих условиях у старых политических сил, больших партий появится запрос на серьезное стратегическое планирование.
Однако, если никто не будет заниматься планом развития страны, то и Украины не будет. Будет территория, по которой будут ходить современные "номады", "кочевники", "орды" в виде транснациональных корпораций, у которых нет родины, а есть только интересы.
В последнее время появились общественные партии и движения, которые предложили первые комплексные планы развития Украины и в какой-то мере задали моду на планирование.
В спешном порядке политические партии, правительство, отдельные экономические и политические субъекты пишут планы, стратегии экономического роста.
В лучшем случае большинство этих планов являются работами на уровне студенческих рефератов, главным недостатком которых является перекос - то ли в сторону Запада, то ли России и т.д.
Краеугольным камнем украинской политики, как внутренней, так и внешней, должен быть один базовый принцип - она должна не раскалывать, а соединять. Все, что раскалывает Украину на данном историческом этапе, должно выноситься за скобки.
Кроме того, в фокусе внимания и действий политических субъектов, должны быть национальные интересы, которые, в свою очередь, не заканчиваются решением проблемы экономического роста.
Предыдущая власть и политические партии, развивающие тему экономического роста, играют статистикой и лукавят, показывая высокие темпы роста, как альфу и омегу успеха.
Однако в 20 км от столицы лежит иная Украина - безнадежная и унылая, которой не нужны цифры ради цифр. Этой Украине не нужен экономический рост, сверхприбыли которого оседают в оффшорах и не вкладываются в поддержание, обновление и развитие дорожной, транспортной, коммуникационной инфраструктуры.
2006 год должен стать первым годом серьезной модернизации инфраструктур. Стране нужен экономический рост, включающий в себя серьезный гражданский пакет.
Недавно правительство Еханурова предложило концепцию экономического роста, из которой, правда, не ясно, как Кабмин собирается развивать страну. За счет формирования розничных торговых сетей или за счет сферы банковских услуг? Может, исходя из понимания, что Украина - промышленное государство с индустриальной идентичностью, что предполагает развитие индустриальных и неоиндустриальных отраслей?
Стране необходимы огромные капиталовложения. ФРГ тратила на санацию восточных земель более 100 млрд. долларов в год. В итоге на сегодняшний день в бывшую ГДР закачано более 1,3 трлн. долларов! У Германии есть эти деньги, потому что она имеет мощный национальный капитал способный финансировать общенациональные проекты.
В свою очередь, вопрос определения экономической идентичности Украины напрямую зависит от внешней политики. Не может быть, чтобы внешняя политика была прозападная, в то время как большая часть украинской экономики вмонтирована в российский производительный и технологические циклы.
Весной в Киргизстане министр иностранных дел Тарасюк сделал громкое заявление об андижанском восстании в Узбекистане. Каримов сделал выводы мгновенно, буквально через несколько дней Узбекистан передал контроль на своими газопроводами "Газпрому". Такими шагами на протяжении 2005 года закладывались основы для заключения печально известных газовых соглашений.
Внешняя политика должна соответствовать экономическим интересам страны. В связи с этим не нужно жаловаться на Россию - она поступает логично. Любая страна, обладающая большим внутренним рынком, всегда будет использовать емкость своего рынка для давления, если посчитает внешнюю политику партнера неадекватной. Любое внешнеполитическое заявление имеет экономическое измерение.
Конечно, внешняя политика должна руководствоваться ценностными, моральными соображениями, но, учитывая нынешнюю ситуацию в мире, формируется запрос на экономический национализм.
Выступая в качестве лидера демократического мира, США имеют прекрасные отношения с Саудовской Аравией или Пакистаном, в которых, мягко говоря, режимы не совсем демократичны. Почему же Украина может позволить себе романтическую внешнюю политику, забывая свои экономических интересы?
Кто серьезно в КМУ просчитывал цену распродажи индустриальных гигантов, телекоммуникационных отраслей? Почему правительство Франции озабочено возможным слиянием Acelor с Mittal Steel? А в Украине передача ликвидных секторов экономики под внешнее управление рассматривается как панацея от всех бед.
Наивно полагать, что кто-то извне заинтересован в том, чтобы улучшить жизнь в Украине. Это должно стать внутренней задачей. Если же элиты по прежнему будут самоустраняться от разрешения проблем, которые давно "перезрели", Алчевск из единичного фатального случая станет метафорой нашей жизни.
Вадим Карасьов, директор ?нституту глобальних стратег?й (?ГЛС), номер другий списку парт?? В?че