В середине марта в Белоруссии будут избирать нового президента. Победитель уже известен: на своем посту останется Александр Лукашенко. Этому помогут фальсификация результатов выборов и благословение Москвы, считает лидер оппозиции Анатолий Лебедько.
taz: 19 марта в Белоруссии состоятся досрочные президентские выборы. . .
Анатолий Лебедько: Подождите, давайте сначала договоримся о терминологии. Слово "выборы" вызывает у читателей в Западной Европе определенные ассоциации. Выборы предопределяют наличие объективной информации об участниках избирательного процесса, у которых есть равноправный доступ к средствам массовой информации. В избирательные комиссии должны быть включены представители различных политических сил. Ничего подобного в Белоруссии нет.
taz: Что Вы ожидаете в таких условиях?
Анатолий Лебедько: Режим уже подготовил сценарий: удержание власти с помощью силы. Фальсификация всего лишь инструмент, но голоса вообще не будут подсчитывать. Даже если бы население вообще не поддержало Лукашенко, он все равно получил бы нужное ему количество голосов. План такой: 75 процентов голосов в поддержку Лукашенко.
taz: На прежних выборах при Лукашенко было то же самое. Поэтому оппозиция однажды бойкотировала парламентские выборы. На этот раз Вы выдвинули единого альтернативного кандидата в лице Александра Милинкевича. В чем заключается Ваша стратегия?
Анатолий Лебедько: Мы ходим по домам и доводим до людей наши аргументы. Другого шанса у нас нет.
taz: Где вы черпаете оптимизм для мобилизации людей?
Анатолий Лебедько: 60 процентов людей хотят перемен. Мы не утверждаем, что все эти люди являются приверженцами демократических ценностей. Их около 30 процентов. Другие 30 процентов все же недовольны ситуацией и разочарованы в режиме. Мы можем использовать этот потенциал для себя. Основание для оптимизма дает также другой показатель: 16 процентов граждан заявили, что при определенных условиях были бы готовы выйти на улицы. 16 процентов - это миллион человек. Если мы найдем путь к сердцам этих людей, то велик шанс, что они будут также бороться за свой выбор.
taz: Предположим, что миллион людей выйдут на улицы. Как Вы думаете, прибегнут ли силы правопорядка к оружию?
Анатолий Лебедько: Лукашенко проводит политику, ведущую Белоруссию, скорее, по румынскому, чем украинскому пути. Он - капитан на мостике, относящийся с полным пренебрежением к своим соотечественникам. Это вызывает у людей отвращение к режиму. Однако, в конечном счете, речь идет не о том, что хочет Лукашенко или мы. Все будет зависеть от количества людей, вышедших на улицы. Если их будет очень много, то это своего рода гарантия того, что все пройдет спокойно и мирно. Если нет, то я не исключаю возможность столкновений с применением силы.
taz: На Украине Россия вмешалась совершенно открыто. Что это означает для Белоруссии?
Анатолий Лебедько: Российский фактор существует прежде всего в виде зависимости белорусской экономики от Москвы. Отношения сложные. Путину не нравится Лукашенко, Лукашенко - Путин. Но еще больше Кремлю не нравится "оранжевая революция". Лукашенко использует эту ситуацию. Кремль делает ставку на то, что Лукашенко, в случае необходимости и с применением силы, не допустит проникновения революции из Белоруссии в Россию. Если бы ситуация была иной, то он не получил бы 3 миллиарда долларов. Это доход, который Лукашенко получает в связи с разницей, существующей в цене на энергоносители.
taz: Означает ли это, что Москва поддержит в предвыборной борьбе Лукашенко, как Виктора Януковича на Украине, кандидата, потерпевшего неудачу?
Анатолий Лебедько: Путин и Кремль хотели бы иметь во главе Белоруссии другого человека, такого, который был бы настроен пророссийски. Тем не менее, в ближайшем будущем Москва поддерживать Милинкевича не будет. Однако если поддержка Милинкевича среди населения будет продолжать расти, то это станет фактором, который Кремль не сможет игнорировать. Столь цинично, как на Украине, Россия действовать ни в коем случае не будет, и мы можем, по крайней мере, рассчитывать на нейтралитет Москвы. Это уже было бы для нас внутриполитической победой.
taz: Вы вели сегодня переговоры в Брюсселе и в Страсбурге. Когда на Украине свершилась Оранжевая революция, Европа оказалась совершенно неподготовленной. Можно ли говорить, что в случае с Белоруссией все иначе, существует ли какая-то стратегия?
Анатолий Лебедько: Вчера стратегией Европы было отсутствие всякой стратегии. Сегодня чувствуется политическая воля разработать такую стратегию и конкретный план действий. На наших встречах мы говорили не о том, как лишить власти Лукашенко, а о том, как поставить Белоруссию на путь демократии. Этот вопрос должен занимать центральное место в стратегии. Но для этого нужно признать, что белорусский вопрос является не только белорусским. Он должен стать одним из европейских приоритетов. Если Иран является для Европы большой болью, а Ирак - ответственностью, то Белоруссия для Европейского Союза - совесть.