Когда историки будущего будут составлять некролог о Западе, какую причину смерти они назовут? Авторитаризм? Самоубийство? Ядерный пожар? Возможно, причина будет не столь драматическая, и заключаться она будет просто в общем нежелании процветать. Это можно увидеть на одном из последних примеров.
Обратите внимание на ответ Запада, вернее, отсутствие ответа на жестокие сцены в арабском мире и за его пределами, в то время как происходят отзывы послов, объявляются бойкоты, сжигаются посольства, топчутся флаги и так далее - и все это в ответ на опубликованные одной датской газетой несколько неуважительные карикатуры на Пророка, да благослови Аллах его и все его окружение.
В ответ западные политики и бизнесмены делают тихие, звучащие только ради проформы заявления о свободе прессы, если вообще вспоминают о необходимости защиты этой устаревшей идеи. Сейчас западные лидеры один за другим пытаются объяснить, в каком ужасе они пребывают от этих отдающих безвкусицей, а то и еще чем похуже, картинок - как будто можно быть свободным и не мириться при этом со свободой действий.
Ибо свобода не является свободой, если она не включает в себя право на оскорбление. Свобода в первую очередь оценивается не по глубинным, а по внешним ее проявлениям: плохой вкус может быть самым верным признаком того, что свобода действительно существует.
Однако в настоящий момент возникает ощущение, что слишком многие западные выступающие опасаются не потери свободы, а того, что их ошибочно примут за датчан. Да, датчане издавна были вместе с нами, однако сейчас не следует находиться в их рядах. Это может иметь негативные последствия. А Дания, в конце концов, всего лишь маленькая страна.
В этой печальной тенденции временами встречаются исключения: например, издание "The Brussels Journal" заявляет, что теперь все мы - датчане. Премьер-министр Норвегии разумно объясняет, что его страна гарантирует свободу прессы, и поэтому он не может извиняться за то, что газеты имеют право печатать то, что захотят. Министр внутренних дел Германии избрал такую же заслуживающую одобрения тактику.
Министр внутренних дел Франции Николас Саркози (Nicolas Sarkozy), никогда не уступающий давлению толпы, сказал, что он "предпочел бы, чтобы пределы разумного нарушали карикатуры, а не цензура". Да здравствует Франция. Я ждал, что мне представится возможность прокричать это еще раз. К сожалению, президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac) сделал обычное элегантное заявление, в котором смиренно признавалась капитуляция.
Другие официальные голоса - в Польше, в Великобритании, и даже в Вашингтоне - дрожат. Слова представительницы Государственного департамента Джанелл Хиронимус (Janelle Hironimus) звучали скорее как слова цензора, чем как слова человека, верящего в свободу слова. "Разжигание религиозной или этнической ненависти в подобной манере недопустимо", - заявила она. Что там насчет Первой поправки к конституции?
Нам была предоставлена прекрасная возможность обсудить, почему свобода выражения состоит не только в свободе выражения тех идей, с которыми мы согласны. А именно так, судя по всему, определяют эту свободу в большей части исламского мира, в котором самые грубые карикатуры на другие веры не только допускаются, но и поощряются, в то время как карикатуры, оскорбляющие мусульман, вызывают насилие и угрозы еще большего насилия.
Что отличает великую цивилизацию, так это ее терпимость к идеям, которых она не разделяет или даже считает оскорбительными. Было время, когда арабский мир был царством толерантности, в то время как христианская Европа переживала мрак средних веков. А упадок арабского мира последовал именно за его отказом мириться с идеями, отличающимися от его идей.
Однако вместо того, чтобы указать на все это, большая часть представителей Запада просто присела в надежде, что эта буря пройдет стороной. Как будто не следует объяснять, что такое свобода, если это может стоить нам нашего экспорта. Кто-то называет подобное трусливое поведение дипломатией, однако оно больше похоже на интеллектуальную капитуляцию. И это потворствует толпе и тем, кто пытается ее успокоить. События, которым мы являемся свидетелями, становятся слишком похожими на интеллектуальный Мюнхен.
Моральное разоружение Запада продолжается быстрыми темпами. Только сейчас высокопоставленные представители администрации начали в этих мировых дебатах и сложившейся непростой ситуации обращать внимание на важность свободы выражения. К счастью, мы пока еще являемся свободной страной, независимо от того, что там Государственный департамент объявляет неприемлемым. А свободный человек в подобных обстоятельствах должен высказывать свое мнение.
Мы у нас на Западе должны распространять копии памфлета Мильтона "Areopagitica" (Джон Мильтон (1608-74), английский поэт, политический деятель. Произведение "Areopagitica" посвящено требованию свободы для печатного слова - прим. пер.), и объяснять, что наилучшим ответом на плохую идею будет хорошая идея, а не бездумное насилие. Мы должны объяснить, что свобода заключается в свободе мыслей, которые кому-то не нравятся, и что преступление все равно остается преступлением, даже если оно совершается во имя всего святого.
Свобода всегда будет в мире чем-то вроде острова, растущего или сжимающегося в зависимости от того, готовы ли ее защищать те, кто говорит, что верит в нее.
Итак, защищать наши основополагающие ценности ясными, недвусмысленными словами и делами? Об этом нечего и думать. Нам нужно учитывать все нюансы, чтобы не обидеть силы насилия и репрессий по всему миру. И поэтому Запад приходит в упадок.