Если вы верите (почти) всему, что пишут и говорят сегодня о России, то у вас в голове должна выстроиться примерно такая картина. Владимир Путин, наполировав свои медали за службу в КГБ, чинно расхаживает по Кремлю, как мини-Иван Грозный. Разорив Чечню и покончив с демократией в регионах, он вырвал сердце из груди независимых СМИ. Он твердыми шагами идет к диктатуре.
Это одна трактовка происходящего. Предлагаю вам рассмотреть другую. О культурном мэйнстриме, господствующем в сегодняшней России, невозможно было помыслить даже десять лет назад. В конце прошлого года российское телевидение показало сериал по роману Михаила Булгакова 'Мастер и Маргарита'. Тогда улицы каждый вечер становились пустыми. После этого государственное российское телевидение предложило своим зрителям экранизацию эпического романа Александра Солженицына 'В круге первом'. А теперь российский режиссер готовится к выпуску на экраны первого отечественного фильма по классическому роману Бориса Пастернака 'Доктор Живаго'.
Для западных любителей кино моего поколения 'Доктор Живаго' навсегда останется облаченной в меха и запорошенной снегом историей любви с Омаром Шарифом (Omar Sharif) и Джули Кристи (Julie Christie). Для страстных поклонников литературы на Западе все три романа - русская и мировая классика. Однако, для россиян они значат гораздо, гораздо больше.
Дело не только в том, что все три были запрещены с момента написания и до того времени, когда Советский Союз при Горбачеве уже был готов рухнуть. И не в том, что советский режим преследовал всех троих авторов. До своей реабилитации дожил лишь Солженицын, который провел годы в лагерях и двадцать лет в зарубежной ссылке. Дело в том, что открытие этих трех романов широчайшей российской публике - это сигнал. Сигнал этот говорит, в частности, о признании несправедливостей советского режима. Это гениальная хроника темной стороны той эры, которую современникам было дозволено изображать лишь в положительном свете.
'Доктор Живаго' рассказывает нам о жестокостях и превратностях гражданской войны и мертвой хватке советского коммунизма. Роман 'Мастер и Маргарита' сюрреалистически изображает жизнь писателя в сталинской Москве, при этом параллельно разворачивается сюжет на (запрещенную) религиозную тематику. 'В круге первом' - повествование (частично основанное на собственном опыте писателя) о жизни математика, заключенного в специальный лагерь, где разрешено все, кроме философского и физического побега: блестящая метафора, показывающая судьбу советских интеллектуалов.
С этими романами связано вот еще что. Они представляют собой хронику не просто темной стороны эпохи, а хронику класса. Они написаны о - и с точки зрения - тех сегментов общества (буржуазии и интеллигенции), которые большевики, а затем Сталин пытались искоренить.
Некоторые считают, что многие беды постсоветской России связаны с уничтожением этих групп. В странах Балтии, бывших под советским господством более сорока лет, средний класс с его памятью, с памятью о деловой и национальной культуре так и не был до конца уничтожен. В то же время, Россия в течение 70 лет коммунистического правления методично уничтожала виднейших представителей своей культуры.
Сначала была аристократия и бизнес-элита - их убивали или вынуждали эмигрировать во время гражданской войны. Затем настали чистки среди мелких предпринимателей и 'кулаков'. Все годы советской власти те, чьи родители принадлежали к среднему классу и интеллигенции, испытывали трудности. Дети отвечали за социальные 'грехи' отцов - в лучшем случае, подвергаясь дискриминации в пользу имеющих рабоче-крестьянское происхождение. И об этом повествуют три экранизированных романа.
Не является совпадением и то, что некогда запрещенные произведения, отображающие советскую действительность, вновь становятся достоянием широкой общественности. Что бы ни делал Владимир Путин, он способствует процессу возвращения россиянам гордости за свою страну (если не возглавляет его) - путем воссоздания национальной идентичности, охватывающей всех, от потомков эмигрантов-аристократов до рассеянных остатков интеллигенции и среднего класса.
Пару лет назад я встречалась с одним из главных советников Путина в здании, где некогда помещался ЦК КПСС. Поговорив об Афганистане, Ираке, Ближнем Востоке и затронув другие трудноразрешимые вопросы, он упомянул о планах введения в российских школах курса гражданского воспитания. Он вынес из своего кабинета копии учебного плана с иллюстрированным объяснением значения российского флага, двуглавого орла и других национальных символов.
Потом со смущенной улыбкой он достал из шкафа 'набор фаната', который Кремль планировал распространять через спортивные клубы среди российских болельщиков, отправляющихся за рубеж. Помню, что там была бейсболка в цветах российского флага, футболка, флажок, пластиковая бутылка для воды и несколько значков, в том числе, a форме российского орла.
Это выглядело непрофессионально и, в то же время, трогательно. Но за этим стояла серьезная цель: воспитать поколение людей, которые по-современному и никому не угрожая гордятся тем, что они россияне. Миллионеры-олигархи стали в авангарде нового культурного патриотизма, подстегнув цены на яйца Фаберже и классические русские пейзажи, продаваемые на аукционах. Популяризация Булгакова, Солженицына, а теперь и Пастернака, возможно, говорит о том, что и российский средний класс начинает вновь обретать свою культуру.
__________________________________________________________
Избранные сочинения Мэри Дежевски на ИноСМИ.Ru
Действия России вполне обоснованы. Почему мы все время ее демонизируем? ("The Independent", Великобритания)
Критикам Путина неплохо бы вспомнить прошлое ("The Independent", Великобритания)
Запад не понимает Путина ("Open Democracy", США)
Путин изливает свой гнев на Запад ("The Independent", Великобритания)
Неприятная правда о Путине ("The Independent", Великобритания)