С Востока веет холодом. Соседи России должны готовиться к холодным временам. В начале года Кремль, возможно, лишь случайно оказался в кризисе, связанном с газопроводом Украины, выйдя затем из него. Но, быть может, он хотел недвусмысленно напомнить украинцам и всем, кто зависит от украинских трубопроводов, о том, кто решает их судьбу - сегодня и на долгие времена. Кремль при цене на нефть на уровне 60 долларов США за баррель (а она растет) может позволить себе все, в том числе появление сомнений у выгодных покупателей, в Германии или где-нибудь еще, относительно надежности поставок. Другой альтернативы, кроме норвежской компании Statoil, не существует.
Компромисс, найденный, в конечном счете, Киевом и Москвой, - нечто среднее между льготной ценой с учетом дружественных отношений и ценой рыночной - на первый взгляд выглядит как отступление москвичей. В действительности же он позволяет Кремлю контролировать поставки газа из Казахстана, который до сих пор был существенно дешевле. Помимо этого Кремль показал, что энергоносители можно превратить в любое время, особенно в зимний период времени в Восточной Европе, в оружие. Запад, таково послание Кремля, должен решить, восторгаться или нет Оранжевыми революциями и Революциями роз.
Когда Путин работал в период после пребывания в Дрездене и до появления в Москве в Санкт-Петербурге, он подготовил в тамошнем Горном институте научное исследование об энергоносителях как средстве восстановления могущества России. Тем, чем для Советского Союза являлись танки, должны стать для современной России нефть и газ - к тому же они даже приносят нефтедоллары. Поскольку речь идет не только о ценах на энергоносители, но и о вопросе, куда относить восточную часть Центральной Европы, от Финского залива до Черного моря.
На сегодняшний день почувствовать это пришлось, прежде всего, европейцам из Восточной Европы, вплоть до Венгрии и Боснии-Герцоговины, где в газопроводах неожиданно упало давление. Но отнюдь не исключено, что однажды "досадные технические помехи" могут возникнуть и в отношении западных европейцев. Будущий Балтийский газопровод, с помощью которого канцлер Шредер (Schroeder) своими последними шагами на своем посту вывел вместе с Путиным Украину и Польшу из цепочки снабжения, не дает гарантий против шантажа. Американцы и европейцы должны понять, что Россия не отреклась от мировой истории, она начала новую, конфронтационную эру, и сегодня пришел срок платежей за расширение НАТО и ЕС в направлении тех районов, которые Кремль рассматривает как ближнее зарубежье и зону своего влияния.
Не стало идеологии, осталась борьба за власть и влияние. Россия в отличие от периода начала эры Путина вряд ли теперь придает большое значение тому, чтобы быть частью мировой экономики и, таким образом, частью Запада. Дума подавляет в стране неправительственные организации, большинство средств массовой информации находятся под контролем. И Путин, располагающий в избытке нефтедолларами, уже больше не желает, чтобы в России работали иностранные банки. Кремль, как до этого в энергетической отрасли, берется теперь за финансовую систему. Вступление во Всемирную торговую организацию? Россия с учетом своего газового и нефтяного могущества может отказаться играть по западным правилам.
Россия больше не желает быть в числе проигравших. Гнев Кремля смогли прочувствовать после Украины Армения и Грузия, когда недавно в Южной Осетии, где доминирует Россия, были подорваны два трубопровода. Пришлось закрыть американские военные базы в Средней Азии. Москва расширяет новую Шанхайскую организацию сотрудничества для военно-политического кондоминиума с Пекином. Вопреки прежним заверениям осуществляются поставки современных систем противовоздушной обороны в Сирию и Иран.
"Холодную войну" еще нельзя считать неизбежной, фронты не выкристаллизовались. Но ставки в большой игре растут.