Кажется, предвыборная дискуссия в стране постепенно переходит из плоскости политиканства в сферу профессионального обсуждения серьезных экономических стратегий. Именно так оценивают эксперты состоявшуюся 13 февраля презентацию экономической программы одного из лидеров 'Оппозиционного блока Не ТаК!' Юрия Бойко.
Следует отдать должное: вопреки своему названию, блок 'Не ТаК!', похоже, не желает занимать исключительно протестную нишу, и предлагает конструктивные решения. И этому он может 'поучить' даже фаворитов избирательной гонки.
Главной идеей программы Бойко 'Новый экономический патриотизм' является создание 'индустриального кулака' из самых перспективных промышленных частных и государственных предприятий, которые помогут вывести из кризиса всю украинскую экономику: 'Есть отрасли, которые нам придется выделить, если мы хотим сделать качественный рывок вперед'.
По его мнению, государство должно создать благоприятные условия для развития приоритетных отраслей. По его словам, ставку необходимо сделать на машиностроение, при этом государство и бизнес должны договориться о приемлемом уровне налогов и стоимости кредитных средств. 'За счет дешевых кредитов в Америке поднялось автомобилестроение. И мы планируем сделать так же. Второе - если компания имеет производственное назначение, она должна платить не более 13% совокупного налога от оборота', - сказал Юрий Бойко (подробнее об этом см. в интервью Бойко для 'Дня' 1 февраля 2006 года).
В качестве успешного примера государственной поддержки отдельных отраслей лидер республиканцев напомнил об эксперименте в горно-металлургическом комплексе в конце 90-х годов. 'За счет того, что металлургия пошла вперед, она стала локомотивом для других отраслей промышленности', - подчеркнул Юрий Бойко.
Программа 'Новый экономический патриотизм' представляется автором как основа для стратегии будущего коалиционного правительства. Уже в конце февраля Бойко намерен представить полную версию программы, включающую пакет антикризисных инициатив и предложения по внедрению инноваций в различных отраслях экономики.
Активизация политических сил второго эшелона заставляет пересматривать свои подходы к ведению кампании и лидеров гонки. Во вторник свое видение стратегии экономического развития Украины поспешил представить Янукович. Руководитель Центра исследований политических ценностей Олесь Доний считает, что на пятки 'политическим монстрам' - крупным партиям и блокам - стали наступать меньшие силы: 'Эти, так называемые, 'партии второго эшелона' демонстрируют более четкие программы действий и выдвигают более конкретные предложения. Жаль только, что общество до этого еще не доросло: большая его часть продолжает ориентироваться на 'вождей'.
Директор Центра социальных исследований 'София' Андрей Ермолаев менее скептичен. Он сказал, что с последними презентациями программных документов предвыборная кампания вышла на новую, конструктивную фазу: 'Вожди, игравшие главную роль, отходят на второй план, а на первый - выходит идейная база. Начинается процесс конкурирования партийных программ, и это радует: так избиратель сможет оценить не только 'лица', но и их видение путей решения различных проблем'.
Есть шанс, что застой идей в политической сфере и преобладание популизма уйдут, и, как следствие, общество станет больше доверять политикам. И дело даже не в том, будет ли востребована модель экономики Юрия Бойко, Инны Богословской или Виктора Януковича. Важно другое - получат ли украинские граждане возможность сравнивать между собой программы участников выборов?
Политика - как шахматы. Она интересна тем, что мастерство игрока можно оценить только после завершения комбинации - в конце партии. А вот когда критерием оценки выступает только сила или рейтинг, то игра превращается в банальные 'шашки Чапаева'. . .
Очевидно, что от способности политиков договориться об основных параметрах развития зависит экономический успех Украины. Для этого явно не достаточно призывов думать по-украински, по-американски или как-то иначе. Рывок украинской экономики произойдет тогда, когда идейный патриотизм будет наполнен экономическим содержанием.
Сегодня Украина уверенно входит в десятку экспортеров металла, но, по сути, гордится нам нечем, и Украина по-прежнему остается в основном сырьевым придатком для развитых стран. Чтобы изменить 'статус кво', следует менять модель развития, а для этого необходимо, чтобы политики говорили не только о формах развития, интеграции, но и о смыслах. Тогда, возможно, надпись Made in Ukraine станет в мире знаком нового экономического чуда.
N24, четвер, 16 лютого 2006