Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Смелая заявка Европейского Союза на Кавказе

На Кавказе ставки Европейского Союза кажутся тревожно более высокими, чем на Балканах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Европейский Союз храбро возвращается обратно на минное поле кавказской политики, движимый вновь усилившейся озабоченностью в отношении надежных и диверсифицированных источников снабжения энергоносителями после неожиданных перебоев, вызванных спором между Россией и Украиной из-за цены на природный газ и газопроводов.

15 февраля 2006 года. Европейский Союз (ЕС) храбро возвращается обратно на минное поле кавказской политики, движимый вновь усилившейся озабоченностью в отношении надежных и диверсифицированных источников снабжения энергоносителями после неожиданных перебоев, вызванных спором между Россией и Украиной из-за цены на природный газ и газопроводов.

Комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер (Benita Ferrero-Waldner) в среду, накануне своего первого официального визита в Грузию, Армению и Азербайджан позднее на этой неделе, заявила: "Год 2006-й должен стать годом, который переключит наши партнерские отношения на более высокую передачу".

Ее визит должен дать новый старт осуществлению плана действий ЕС в трех бывших советских республиках, механизма, который имеет целью содействовать их экономической интеграции с ЕС и налаживанию политического сотрудничества между этими тремя странами.

Переговоры ЕС натолкнулись на препятствие в прошлом году, когда Кипр возразил против прямых полетов между Азербайджаном и контролируемым Турцией Северным Кипром. Но это всего лишь один из многих политических барьеров, которые усложняют ЕС осуществление его стратегии интеграции.

Азербайджан и Армения остаются в состоянии очень холодного мира, несмотря на новый этап переговоров с целью разрешить вопрос о спорной территории Нагорного Карабаха. Нелегкий мир все еще сохраняется, но отношения Армении с Турцией (кандидатом в члены ЕС) остаются горькими по причине воспоминаний о "геноциде армян" в Оттоманской империи 90 лет назад. В последние 14 лет турецко-армянская граница остается закрытой.

Напряженные и запутанные отношения между Грузией и Россией являются еще более трудными, учитывая, что российские "миротворцы" все еще находятся в мятежной грузинской провинции Южная Осетия. Грузинский президент Михаил Саакашвили в прошлом месяце высказал мнение, что его стране грозит аналогичный энергетический шантаж после того, как в результате "случайных взрывов", как их охарактеризовала Москва, в середине очень суровой зимы были нарушены поставки российского природного газа в Грузию. Грузия сейчас ведет переговоры с Ираном о строительстве альтернативного газопровода как раз тогда, когда "евротроица" (EU-3) в составе Великобритании, Франции и Германии проголосовала за то, чтобы передать иранское ядерное досье в Организацию Объединенных Наций (ООН) для возможного принятия санкций.

Россия по-прежнему считает Кавказ своим задним двором, регионом, критически важным для своей безопасности, и поставки российских энергоносителей теперь используются не только для получения максимальной коммерческой выгоды, но также и для продвижения российских интересов безопасности. А страны ЕС как крупнейший покупатель российских энергоносителей, а также и как главный поставщик иностранных инвестиций в Россию испытывают неоднозначные чувства в отношении проведения слишком агрессивной политики на Кавказе.

Но Азербайджан является крупным источником нефти, а нефтепровод через Грузию к Черному морю является очевидным маршрутом для подключения Европы к энергетическим резервам Средней Азии, снижая в то же время зависимость Европы от поставок энергоносителей из России. Прилагая все усилия к тому, чтобы снизить риски для отношений с Россией, ЕС почти не имеет выбора, как только стать крупным игроком в кавказской политике - роль, которая, по всей вероятности, будет укрепляться, когда начнутся переговоры о приеме в ЕС Турции. Когда Турция войдет в состав ЕС, кавказские страны окажутся на границе этого альянса.

Более того, ЕС работает в том же направлении, что и Организация Североатлантического договора (НАТО), если уж не рука об руку с этим возглавляемым Соединенными Штатами союзом. Президент Саакашвили на этой неделе в своем послании парламенту о положении дел в республике сказал: "Грузия находится на пороге приема в НАТО". Он объявил, что его страна станет полноправным членом НАТО в 2008 году и получит формальный статус кандидата до конца текущего года.

"Границы Грузии станут границами НАТО", - сказал Саакашвили. Это его высказывание, очевидно, было рассчитано на то, чтобы рассердить Россию. Он также заявил, что неназванные внешние силы пытаются аннексировать части суверенной территории Грузии - угроза, которая, по его словам, требует "соответствующей международной реакции".

Москва, напротив, обвиняет правительство Саакашвили в провокациях против своих "миротворческих сил" в Южной Осетии и в Абхазии, двух традиционно грузинских провинциях, где Грузия обвиняет Москву в поддержке сепаратистских режимов. В последние несколько дней грузинская военная полиция задержала в зоне конфликта троих российских офицеров. После того как Грузия ввела на территорию Южной Осетии дополнительные подкрепления, южноосетинские силы были подняты по тревоге, а российские миротворцы отгородили блок-постами местные грузинские деревни.

Перед своей поездкой на Кавказ г-жа Ферреро-Вальднер встречалась с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым для переговоров, которые касались главным образом ХАМАС и Ирана, но позднее она подтвердила, что обсуждалась также ситуация на Кавказе. Г-жа Ферреро-Вальднер сказала своему российскому визави, что российско-украинский энергетический спор в январе с.г. явился для ЕС "сигналом тревоги", в результате чего энергетическая безопасность стала одним из главных приоритетов внешней политики ЕС.

В то время как ЕС пытается получить все сразу, а именно, сохраняя хорошие отношения с Россией, играть более значимую роль на Кавказе, Грузия стремится форсировать проблему. Грузинский парламент на этой неделе принял резолюцию, которая прямо обвиняет Россию в попытке аннексировать две сепаратистских провинции, тогда как в то же самое время пророссийская оппозиционная партия "Справедливость" в Грузии угрожает свергнуть грузинское правительство с помощью "крапивной революции" (revolution of nettles).

Таким образом, частью миссии г-жи Ферреро-Вальднер станет проталкивание плана ЕС по разрядке обстановки посредством замены продолжающейся 13 лет "миротворческой" операции России в Южной Осетии на международный контингент в основном гражданских миротворцев, главным образом полицейских, которых выделят страны ЕС, а также небольшого военного компонента. В настоящее время в Южной Осетии находятся депутаты Государственной Думы РФ, которые предостерегают, что вывод российских войск приведет к вторжению Грузии и гражданской войне. Грузинский министр обороны также усилил напряженность своими воинственными интервью по телевидению, в которых он объявляет, что Южная Осетия будет возвращена под управление Грузии до конца нынешнего года.

Короче говоря, миссия ЕС на Кавказе представляется очень рискованной, а предполагаемая повестка экономической интеграции будет, скорее всего, сокрушена националистической риторикой и бряцанием саблями. Некоторые дипломаты ЕС пожимают плечами и говорят, что после работы на Балканах в последние 15 лет ЕС начинает привыкать к опасно нестабильной обстановке. Это в общем-то правильно, однако балканские войны дважды требовали военной интервенции Соединенных Штатов для восстановления мира; к тому же, на Балканах нет нефти, и ЕС не нервничал по поводу безопасности своего снабжения энергоносителями. Поэтому на Кавказе ставки кажутся тревожно более высокими.