Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

20-я Зимняя Олимпиада: в здоровом теле - здоровый дух?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
А, может быть, здесь было и еще что поинтереснее? Специалистам-медикам уже давно известно, что беременность может привести к существенному улучшению спортивных показателей, поскольку в организме беременной женщины вырабатывается больше красных кровяных телец, переносящих кислород, вследствие чего у нее повышается выносливость

В 2006 году у спортсменов мирового класса немало способов получить дополнительное преимущество - иногда способов не самого прозрачного толка.

ТУРИН, Италия. - В 2002 году во время Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити российская лыжница Юлия Чепалова была беременна. Эту счастливую новость заметило даже российское информационное агентство 'Правда' (так в тексте - прим. перев.), назвавшее ее 'самой интересной светской новостью спортивного мира'.

А, может быть, здесь было и еще что поинтереснее? Специалистам-медикам уже давно известно, что беременность может привести к существенному улучшению спортивных показателей, поскольку в организме беременной женщины вырабатывается больше красных кровяных телец, переносящих кислород, вследствие чего у нее повышается выносливость.

В 2002 году Чепалова, ни разу не подпавшая ни под какие обвинения, выиграла три медали - бронзовую в гонке на 15 километров свободным стилем, серебряную в 10-километровой - классическим стилем и золотую - в индивидуальной спринтерской гонке.

Прошло четыре года, начинается шестой день туринских Игр 2006-го, но разнообразные вещи, которые спортсмены проделывают с собственным телом, продолжают оставаться одним из скрытых вопросов в мировом профессиональном спорте.

Речь идет как о чисто спортивных, так и о научных и этических аспектах: здесь различия и в культурных стандартах, в понимании границ личной автономии каждого спортсмена в команде, и строгая регламентация образа жизни, вообще характерная для спорта высоких достижений, и разнообразные требования тренеров, администраторов и спонсоров, в конечном счете направленные лишь на повышение результата.

Под давлением допинговых скандалов, в которых оказались замешаны лучшие спортсмены, а также ввиду того, что в последние годы идет принятие первого всемирного антидопингового кодекса, спортивные и государственные власти всячески стараются отлучить от спорта тех, кто в погоне за чемпионскими титулами пытается использовать незаконные средства. Но, поскольку такого критерия, по которому можно сразу отделить 'агнцев' от 'козлищ', еще не придумано, число способов искусственного повышения своих показателей в каждом конкретном случае ограничено лишь живостью воображения - от докторов-колдунов и 'спортивно-вегетарианских' диет до известного случая с индонезийской бегуньей Рувияти (Ruwiyati), приписывавшей свой успех на марафонских дистанциях на Играх стран Юго-Восточной Азии 1997 года тому, что после пересечения финишной черты она обычно пила кровь своего тренера.

В среде спортсменов мирового класса не счесть технических журналов и интернет-сайтов, на все лады оценивающих преимущества употребления цветочной пыльцы внутрь или упражнений 'по методу' женщин кенийского племени кикийю, которые каждый день носят в мешках, переброшенных через голову и укрепляемых завязками на лбу, воду или дрова в массе, составляющей до 70 процентов массы их тела. Не остаются в стороне и юристы, подливающие масла в огонь такими, в частности, темами, как схема, в одном юридическом журнале 2003 года получившая название 'аборт-допинг'.

Поскольку 'беременность оказывает на организм такое же действие, как допинг крови', однако спортсменка 'теряет возможность пользоваться полученным преимуществом после 14-15 недель' беременности, существует широко распространенное подозрение, что в некоторых странах спортсменки, как выразился автор статьи, применяли в качестве допинга 'совершенно отвратительный' цикл - беременность и аборт.

После того, как были опубликованы государственные протоколы восточногерманских спортивных властей, в которых говорилось о допинге, принесшем стране немало золотых медалей, но разрушившем жизни огромного числа молодых спортсменов, антидопинговые власти твердо решили положить этому конец раз и навсегда.

- На дворе 2006 год, - говорит Стивен Унгерляйдер (Steven Ungerleider), исследователь из Орегона, написавший книгу о восточногерманской системе 'Золото Фауста' ("Faust's Gold"). - Мы живем в рамках нового мирового порядка, где каждый спортсмен очень хорошо знает: что со своим телом нельзя ничего сделать без проверки компетентными антидопинговыми органами. Причем в данном случае 'ничего' значит именно 'ничего'.

Но можно ли считать беременность жульничеством? А как насчет сна в барокамере, имитирующего условия жизни на большой высоте, которая, как известно, способствует повышению выносливости?

А что вы скажете о впрыскивании в коленный сустав вещества, содержащегося в полоскании для рта, для более быстрого залечивания ушибов? Так американский горнолыжник Боде Миллер (Bode Miller), за которым давно закрепилась репутация бунтаря и иконоборца, стал одним из героев мировой допинговой темы. Вместе с товарищем по команде Эриком Шлопи (Erik Schlopy) Миллер признался в том, что, выезжая в Мексику, принимал инъекции так называемого 'средства Онгли' (Ongley) от врача, у которого в Штатах возникли проблемы с законом.

Новозеландец по рождению Милн Онгли (Milne Ongley), ортопед с практикой в мексиканской Энсенаде (Ensenada), на своем сайте называет себя 'Моцартом восстановительной терапии'. Как написано на сайте, разработанный им препарат состоит из дистиллированной воды, сахара, глицерина и фенола - антисептика, иногда используемого в полосканиях для рта и лепешках для горла.

Ни одна из этих составляющих не считается средством повышения спортивной результативности и поэтому не подпадает ни под какие запреты, а сам курс лечения по методу, известному как 'пролотерапия', достаточно легко пройти в США. И Миллер, и Шлопи всегда проходили тесты на использование запрещенных лекарств. Как сообщается, Миллер проходил лечение в течение прошлого года. Когда в Энсенаду наведывался Шлопи, пока непонятно.

В понедельник мы попытались позвонить в Энсенаду, но нам никто не ответил. Из слов официальных представителей американской лыжной команды нельзя было понять, каково их отношение к этому способу лечения, но, по словам профессиональных медиков, интерес к пролотерапии растет и вне спортивной среды.

В 2004 году правительство специально выделило деньги исследовательской группе из Висконсинского университета на выяснение, действительно ли этот состав после введения в тело действует как раздражитель и таким образом побуждает организм к самоизлечению. А Шлопи и Миллер, прежде чем получили приказ от начальства команды молчать, успели проговориться, что свято верят в новый метод. На сайте Онгли 33-летний Шлопи, на сегодняшний день самый старший член команды, восторженно пишет о том, что теперь у него 'самые молодые колени во всей команде'.

По свидетельству экспертов, налицо два факта: во-первых, спортсмен всегда ищет способ получить дополнительное преимущество; во-вторых - именно из-за острейшей мотивации - спортсмены, ищущие 'новых способов', всегда на полкорпуса, а то и на круг, впереди государственных органов.

- Речь идет об огромном количестве людей, и у каждого свое мнение, но у всех оно основано на одной маленькой вещи, - сказал Миллер, - Если бы кому-то захотелось узнать, что это за такой врач, каждый бы принял решение для себя. Думаю, многие спортсмены именно это и сделали.

Преподаватель Пенсильванского государственного университета и эксперт по допингу Чальз Езалис (Charles Yesalis), заявил (при этом, однако, подчеркнув, что не комментирует достоинства средства Онгли)

- Я бы не смотрел косо на спортсмена, принимающего нечто, что непрофессионалу или профессионалу может показаться слишком уж оригинальным, или глупым, или даже опасным. Спортсмены вообще делают глупые и опасные вещи. Но при этом в поиске способов повышения показателей физического состояния они еще и всегда идут впереди всего медицинского сообщества.

По словам Джона Макалуна (John MacAloon) из Чикагского университета, уже давно изучающего историю древних и современных Олимпийских игр, речь также может идти и о другой мотивации - некоем вызове, который спортсмен бросает своей жизни.

Обычно, говорит Макалун, жизнь атлета-олимпийца подчинена жесткому режиму, и ело здесь не только в расписании, но и в том, что рядом с ним живут агенты, тренеры, менеджеры, эксперты по маркетингу, даже доброхоты-поставщики спортивного оборудования, как, например, люди из Nike, разработавшие 'ласкающий тело' костюм - такие в Турине носят все звезды шорт-трека. Он к тому же весит 479 граммов, что на 52% меньше, чем костюмы, которые носили в 2002 году. Поэтому, считает Макалун, в голове спортсмена вполне может формироваться 'тихий, а, возможно, и не вполне сознательный протест против все усиливающейся регламентации жизни, авторитарных ограничений и даже некоей военизации, царящей в мире атлета мирового класса, окруженного самыми разнообразными людьми, пытающимися координировать каждый его шаг'.

- Когда область личной свободы ограничивается твоим телом,: тело остается единственным объектом, в отношении которого у спортсмена, в конце концов, есть возможность применить эту свободу и независимость. И поэтому, хотя, когда кто-то ходит по каким-то непонятным клиникам, садится на какие-то дурацкие диеты или лечится по какой-то странной ортопедической методике, это кажется странным и глупым, в конечном счете компетентным органам уже достаточно трудно становится сказать 'нет' или 'да'. Почему? Да потому что это ваше тело.

В 2002 году Чепалова не делала никакой тайны из своей беременности. Не делала ее и 'Правда', выпустившая в интернете статью на английском языке (ее до сих пор можно найти) со следующей фразой: 'После окончания Олимпийских игр спортсменка не последовала примеру многих других и не сделала аборт'.

Более того, писала 'Правда', 'положительную роль [сыграл] естественный адреналин: поскольку уже во время [Игр] 2002 года чемпионка была беременна, она не могла использовать никаких дополнительных стимуляторов'.

Вопрос о том, в какой степени Чепалова обязана спортивным успехом 2002 года своей беременности, так и остается открытым. Она выигрывала золото и раньше - в Нагано в 1998 году на 30-километровой дистанции свободным стилем, где главное - та же выносливость.

В январе 2003 года у нее родилась дочь Олеся. А Чепалова вновь на Олимпиаде. В своей первой на этих Играх 15-километровой гонке преследования она пришла к финишу девятой, отстав от победительницы - эстонки Кристины Смигун - на 50,8 секунды.

____________________________________________________________

Информационный сайт "Турин-2006"