ТУРИН, Италия - Уходят в историю эпохи, распадаются государства, а русские по-прежнему завоевывают медали в фигурном катании. И Евгений Плющенко среди них - самый настоящий русский. Русские катаются на льду так, будто это их родная стихия, а другие выходят на площадку, как бы боясь упасть на этот лед. Разница между олимпийским чемпионом и всеми остальными в мире на этот раз была довольно проста: он русский, а они нет.
Российский гимн с его воинственными нотами и звоном литавр прозвучал в ледовом дворце "Палавела" точно так же, как он звучит на всех Зимних Олимпиадах. Фигуристы из бывшего Советского Союза к настоящему времени завоевали на Олимпийских Играх в мужском одиночном разряде пять золотых медалей подряд. Вряд ли кто-то сможет в ближайшем будущем бросить им вызов в этом виде спорта, если судить по непревзойденному выступлению Плющенко с его многочисленными прыжками под музыку из кинофильма "Крестный Отец", исполненную в ускоренном темпе. Если для других стран фигурное катание это вид спорта, то для русских это вопрос их национальной культурной самобытности.
"Здесь все, все, - сказал после выступления Плющенко, когда его спросили, почему Россия делает это на каждой Олимпиаде, - у меня великолепный тренер, и у меня также есть что-то внутри".
Именно эта предельная "русскость" Плющенко делает его победу особенно значительной для россиян. "Добываю для России золотые медали - вот что я делаю", - говорит он. После распада Советского Союза страны-соперницы надеялись, что распадется и российское фигурное катание. Но оно не распалось. Вопрос в следующем: почему? Когда кто-то найдет на него ответ, станет ясно, что нужно для победы над русскими.
Конькобежный спорт в России начал развиваться в 1908 году, когда Николай Панин-Коломенский завоевал золотую медаль на Олимпийских Играх в Лондоне. Он выжил в огне революции 1917 года, после чего власти начали препятствовать его продвижению, называя слишком аристократическим. Неослабный и мощный расцвет фигурного катания в стране начался с 1964 года, когда Людмила Белоусова и Олег Протопопов выиграли соревнования в парном катании на Олимпиаде в Инсбруке. Включая эту победу, фигуристы бывшего Советского Союза 12 раз подряд завоевывали золотые медали в парном разряде. За прошедшие 40 лет они выиграли на мировых чемпионатах более 75 золотых наград.
Золото Плющенко доказывает, что российское фигурное катание выжило и успешно существует. Оно пережило смену государства и страшную утрату государственной поддержки. И Плющенко доказал еще один крайне важный момент: российское фигурное катание после падения коммунизма успешно пережило массовый исход российских талантов в другие страны в поисках более комфортной жизни.
Плющенко никуда не уезжал. На самом деле, он вырос и продвинулся наверх в самые трудные времена для российского фигурного катания.
Его первым катком был замерзший пруд недалеко от дома в родном Волгограде. Позже мать отвела сына на местный крытый каток и спросила, не хочет ли он заняться фигурным катанием. Стоя у бортика и глядя на катающихся детей, Плющенко сказал: "Мне это очень нравится".
Когда мальчику было 11 лет, родители отправили его в Санкт-Петербург на обучение к прославленному Алексею Мишину. Сами они, работая на сибирской железной дороге, не могли себе позволить переехать в другой город. Временами Плющенко оказывался настолько беден, что Мишин даже давал ему деньги на еду.
Поскольку государственное финансирование иссякало, катки приходили в упадок, и фигуристам приходилось самим о себе заботиться. Однако Плющенко и его тренер остались в Санкт-Петербурге. "Вы знаете, что у России масса проблем и трудностей, - сказал как-то Плющенко, давая интервью на российском телевидении, - но я хочу сказать, что все эти трудности даже полезны, потому что они закаляют характер".
Одно время каток, на котором он тренировался, был в таком запущенном состоянии, что Плющенко приходилось надевать на себя несколько свитеров, шапку и перчатки во время тренировки. Лед потрескался, и никто его не заливал. "Было ужасно холодно, нереальные условия для катания. Лед был в ужасном состоянии, его долгое время не обновляли", - рассказывает фигурист.
Но оставаясь в Санкт-Петербурге с Мишиным, Плющенко впитал в себя чисто русские традиции фигурного катания, которые основаны на лучшей в мире балетной школе. Плющенко занимался с хореографом из Мариинского (бывшего Кировского) театра, и этот человек увидел в нем такой большой талант, что предложил учить его балетному мастерству вместо фигурного катания. Плющенко предпочел остаться с Мишиным. Но все, что он делает на льду, выглядит как настоящий балет. Это характерная черта всех великих российских фигуристов.
В основе такого российского величия лежит фундаментальная уверенность в том, что творческая часть фигурного катания, его экспрессия, не только не противоречат спорту, но по сути дела ведут к более высокому техническому совершенству. В то время как другие фигуристы скользят по льду подобно пневматическим механизмам, русский фигурист делает на нем точно выверенные круги, напоминающие своим совершенством движения алмазного резца.
"Высокая эмоциональность - это друг технической составляющей", - сказал как-то Мишин.
Благодаря таким патриотам фигурного катания, как Мишин и Плющенко, российская программа больше не выглядит такой бедной, как раньше. За последние четыре года при Владимире Путине российское правительство десятикратно увеличило финансирование спорта. Фигуристам теперь выплачиваются государственные стипендии, они могут бесплатно тренироваться на льду ровно столько, сколько им нужно. Фигурное катание в Санкт-Петербурге стало настолько популярно, что все катки переполнены устремленными к успеху детьми, которые тренируются даже в раздевалках, коридорах и фойе.
На смену одним чемпионам приходят другие. И Плющенко занял среди них свое место.
______________________________________________________________
Информационный сайт "Турин-2006"
Плющенко лидирует после короткой программы ("The New York Times", США)
На этот раз русские удержались на высоте ("The Washington Post", США)