Вашингтон. - Россия и Китай, скорее всего, не поддержат усилий США по оказанию давления на Иран через Совет Безопасности ООН, заявили на этой неделе эксперты.
Вместо этого, обе страны ищут собственные решения проблем энергетики и используют иранский кризис как средство дестабилизации американского влияния на Ближнем Востоке, оставляя администрации Буша все меньше рычагов давления. Об этом в среду говорили эксперты, собравшиеся на конференцию в консервативном фонде Heritage Foundation.
По мере того, как США проталкивают вопрос о ядерном потенциале Ирана в Совет Безопасности, возможность достижения эффективной резолюции все более зависит от действий России и Китая. Сенатор-республиканец из Канзаса Сэм Браунбэк (Sam Brownback) заявил, что международные дебаты вокруг ядерной программы Ирана ведутся 'в защиту свободы', а Россия и Китай дают 'неправильные сигналы'.
По словам Браунбэка, недавняя встреча Владимира Путина с лидерами 'Хамас' [так в тексте - прим. пер.] наряду с 'экономической экспансией Китая, идущей на фоне нарушений прав человека' вызывают обеспокоенность Соединенных Штатов. Он считает, что Соединенным Штатам нужна 'дальновидность' по отношению к 'новым тревожащим проявлениям диктатуры, социализма и национализма'.
Эксперты считают, что Россия и Китай не обязательно хотят видеть Иран ядерной державой, но американская гегемония в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке устраивает их еще меньше.
Руководитель вашингтонского бюро российского агентства РИА 'Новости' заявил, что США могут рассчитывать на сотрудничество Путина по иранскому вопросу, пока 'существует твердая приверженность многосторонней дипломатии' и США не ставят на силовое решение проблемы.
По мнению Зевелева, рычаги давления Вашингтона на Москву гораздо менее эффективны, чем десять лет назад. 'Десять лет назад, когда Россия была гораздо слабее в финансовом отношении, она могла принять мелкие подачки', заявил он.
Но сейчас Россия, стремящаяся повысить свой авторитет в регионе 'не действует заодно с Европой, она действует самостоятельно, продолжил он. - Россия хотела бы восстановить свой статус сверхдержавы и не желает, что бы ее считали младшим партнером, пресмыкающимся перед Западом. Можно говорить о том, что Россия считает Иран выгодным рынком для продажи оружия и хотела бы сохранить его'.
Профессор военного колледжа сухопутных сил Стивен Бланк (Stephen Blank) заявил, что отказ России от более тесного сотрудничества с США по иранскому вопросу является 'попыткой России обрести статус противоположного полюса, расстраивая планы США в регионе'.
Адвокат Лиланд Миллер (Leland R. Miller), неоднократно участвовавший в подготовке контрактов с участием китайских фирм, считает, что, на самом деле, Китай может быть более настроен на сотрудничество, чем принято считать. С этим согласился Бланк, заявивший, что 'Китай в большей мере, чем Россия, выполнял роль посредника'.
Однако, по словам Миллера, Китай и Россия 'окажут минимальное содействие' Соединенным Штатам в Совете Безопасности и дадут Ирану возможность обрести статус ядерной державы к 2008 году.
Ариэль Коэн (Ariel Cohen) старший научный сотрудник фонда Heritage, занимающийся Евразией, Россией и вопросами энергетики, заявил, что Иран, став ядерной державой, превратится в пугало для своих арабских соседей. Это может спровоцировать Турцию на разработку собственной ядерной программы, а Израиль - на усиление и демонстрацию своего ядерного потенциала, заявил Коэн, добавив, что ядерное оружие в руках Ирана может привести к 'тектоническому сдвигу' на Ближнем Востоке'.
Но сенатор Браунбэк считает, что США по-прежнему обладают мощными рычагами давления на Россию и Китай, которые по-прежнему будут нуждаться в доступе к американским технологиям и рынку, и поэтому США должны бросать вызов их лидерам.