Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Российские покупатели идут вразнос

Россия переживает покупательский бум. Для многонациональных компаний со всего мира это отличная новость

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Большинство инвесторов, думая о России, думают об энергетике - то есть о развале ЮКОСа, подъеме "Газпрома", и силовой нефтяной политике Кремля. Однако для многих многонациональных компаний из США, Европы и Азии объектом для инвестиций становится покупательский бум, а не нефть или газ. В прошлом году Россия привлеку рекордную сумму прямых иностранных инвестиций - 16,7 миллиарда долларов, что на 38 процентов больше, чем в 2004 году. На торговый сектор пришлась львиная доля этих денег.

Сейчас полдень субботнего дня, и торговый центр "Мега-1", расположенный на юге Москвы, заполнен людьми. Покупатели приехали, чтобы закупить продукты в принадлежащем французам супермаркете "Ашан", приобрести мебель в шведском магазине IKEA, и пройтись по десяткам бутиков, продающих все, от косметики "Yves Rocher" до белья "Calvin Klein". Несмотря на наполненность дорогими западными товарами, "Мега" с момента своего открытия в декабре 2002 года пользуется большой популярностью. В прошлом году она стала наиболее посещаемым торговым центром в мире, приняв 52 миллиона посетителей.

В автосалоне "Рольф", расположенном чуть далее по дороге, Оксана Старостина оформляет документы на свой новый автомобиль "Mitsubishi Lancer", купленный за 20000 долларов США наличными. Она и ее муж, Максим, накопили деньги благодаря своему небольшому строительному бизнесу. "Уровень жизни повышается. Если вы молодого или среднего возраста и зарабатываете тысячу долларов в месяц, то вы можете себе позволить купить машину", - объясняет она. В прошлом году автосалон получил награду как крупнейший в мире дилер "Mitsubishi" по объему продаж. В среднем в 2005 году "Рольф" ежедневно продавал от 15 до 20 автомобилей "Mitsubishi" и "Hyundai" стоимостью от 15 до 60 тысяч долларов США. И это не единственные процветающие автопроизводители. В прошлом году продажи "Ford" на российском автомобильном рынке выросли на целых 54 процента. Сейчас, после запуска в России в 2002 году производства своего флагманского автомобиля Ford Focus, на долю "Ford" приходится более 11 процентов автомобильного рынка России.

Большинство инвесторов, думая о России, думают об энергетике - то есть о развале ЮКОСа, подъеме "Газпрома", и силовой нефтяной политике Кремля. Однако для многих многонациональных компаний из США, Европы и Азии объектом для инвестиций становится покупательский бум, а не нефть или газ. В прошлом году Россия привлеку рекордную сумму прямых иностранных инвестиций - 16,7 миллиарда долларов, что на 38 процентов больше, чем в 2004 году. На торговый сектор пришлась львиная доля этих денег. В число крупных сделок вошли приобретение компанией "Coca-Cola Co." российского производителя соков "Мултон" за 600 миллионов долларов, приобретение датской пивоваренной компанией "Heineken" российских компаний на сумму в 750 миллионов долларов и инвестиции в производство автомобилей, сделанные такими компаниями, как "Toyota" и "Volkswagen".

Эти компании привлекает в России удивительная покупательная способность российских потребителей, причем не только в Москве, но также все в большей мере и в других городах, переживающих вслед за столицей бурный экономический рост. Валовый внутренний продукт России в прошлом году вырос на 6,4 процента, на протяжении последних пяти лет рост составлял в среднем 7 процентов. Доходы на душу населения в долларовом исчислении в этот период росли примерно на 29 процентов в год, что даже больше, чем в Китае.

ВЗРЫВ

Увеличение доходов и рост среднего класса привели к буму во всех сферах потребления. В прошлом году продажи новых иностранных автомобилей достигли 600000 штук, что на 57 процентов больше, чем в 2004 году, и в шесть раз превышает показатели 2001 года. Количество людей, владеющих сотовыми телефонами, выросло с трех миллионов в 2000 году до 80 миллионов в настоящее время. "Наиболее поразительным является всеобщий рост потребительского потенциала. Он проявляется буквально во всем", - говорит Александр Демидов, управляющий директор компании ГфК Русь, занимающейся маркетинговыми исследованиями.

Еще более примечательным рост покупательной способности делает тот факт, что средний доход на душу населения, несмотря на быстрый рост, составляет всего 300 долларов в месяц. Однако вызывающее удивление количество россиян живут так же хорошо, как и их западные "коллеги". Доходы 10 процентов самых богатых россиян в 15 раз превышают доходы беднейших десяти процентов. Как говорится в исследовании, проведенном компаниями "Merrill Lynch & Co." и "Capgemini", на момент последнего подсчета (проведенного в 2004 году), в России было около 88000 миллионеров. Однако машины в автосалонах "Рольф" покупают не только миллионеры, говорит президент этого крупнейшего импортера и продавца иностранных автомобилей Мэтт Доннелли (Matt Donnelly). По его оценкам, около 8 миллионов россиян зарабатывают как минимум 2000 долларов в месяц, еще 3,5 миллиона зарабатывают вдвое больше. "Это не производит впечатление больших сумм, однако они могут тратить немалую их часть", - добавляет он.

Так получается потому, что россияне могут тратить до 70 процентов своих доходов, по сравнению с 40 процентами у типичного западного потребителя. "У нас 13-процентная плоская шкала подоходного налога, дотируемые жилищные и коммунальные услуги, и около 10 процентов откладывается в качестве сбережений. Все остальное спокойно тратится", - говорит Наталья Загвоздина, аналитик потребительского сектора московского инвестиционного банка "Ренессанс Капитал".

Жажда кофе

Нельзя недооценивать потребительский потенциал и других слоев населения России. Многонациональные компании по производству продуктов и напитков - крупнейшие инвесторы в потребительский сектор - уже открыли для себя возможности на этом массовом рынке. "Как только люди выбираются из бедности, они становятся потенциальными покупателями продукции "Nestle", - говорит Бернар Менье (Bernard Meunier), гендиректор российского подразделения "Nestle", швейцарского пищевого гиганта, уже вложившего в России 500 миллионов долларов. Самый последний проект "Nestle", завод по производству растворимого кофе стоимостью в 120 миллионов долларов, построенный на юге России, в Краснодаре, стал первой инвестицией в зарубежное строительство с нулевого цикла за последние два десятилетия. Почему в России? Россияне выпивают в среднем 250 чашек кофе в год, то есть в России выпивается растворимого кофе больше, чем во многих других странах.

Российская жажда кофе является признаком того, что потребительский бум является следствием как роста доходов, так и изменений во вкусах и образе жизни. До 1990-года россияне практически не пили кофе, предпочитая чай. То же самое можно сказать про пиво. Потребление пива выросло с 15 литров на душу населения в 1995 году до 60 литров в 2005 году, что всего на несколько литров меньше среднеевропейского уровня. Быстрый рост увеличил прибыли таких компаний, как "Carlsberg", которая владеет 50-ю процентами ведущего пивного холдинга России "Балтика".

По подсчетам аналитиков, в таких областях, как туризм и финансовые услуги, а также в секторе товаров длительного пользования, таких как автомобили, мебель и электротехника, имеется большой потенциал роста. Гигант по производству бытовой техники "Whirlpool" планирует начать производство стиральных машин в России, совместно с турецкой "Vestel Group". "American Express" выпустил свои первые рублевые кредитные карты в партнерстве с банком "Российский Стандарт". "Это рынок будущего, и мы считаем, что он предоставляет реальные возможности", - говорит исполнительный вице-президент "American Express" Гари Криттенден (Gary L. Crittenden).

Те, кто немного задержался с приходом на этот рынок, еще имеют некоторые шансы. "Результаты значительно превосходят наши самые оптимистичные прогнозы", - говорит Лешек Крецелевский (Leszek Krecielewski), региональный менеджер гиганта прямых продаж "Amway Corp.", начавшего продавать косметику и моющие средства в России в марте прошлого года. За девять месяцев продажи составили 110 миллионов долларов, по сравнению с прогнозом в 100 миллионов долларов за первый год, и составили значительную часть в общих продажах "Amway" в Европе, достигших 600 миллионов долларов в 2005 году. Компания планирует, что ее продажи в России в этом году вырастут до 200 миллионов долларов.

Не закончится ли этот потребительский бум? Экономика России продолжает оставаться сильно зависимой от мировых цен на нефть, и может испытать резкий спад, если цены снизятся. И все же, из-за стабильно высоких цен на нефть экономисты делают прогнозы о том, что доходы и потребительские возможности россиян будут расти. "Goldman, Sachs & Co." предсказывает, что к 2025 году экономика России будет восьмой в мире, а средний доход на душу населения составит 45000 долларов США. Экономики Китая и Индии, конечно, разогреты. Однако экономика России также нагревается очень быстро.