Победа Ибрагима аль-Джаафара на выборах премьер-министра Ирака еще в первом туре только усилила разногласия внутри иракского сообщества, начало которому положило военное вторжение США. После победы Объединенной иракской коалиции (ОИК) на парламентских выборах 15 декабря, широкая группировка шиитов практически распалась, не имея единой позиции по кандидатуре премьер-министра. Разрешить столь острую ситуацию должно было голосование. Оно произошло сразу после приостановки отношений с популярным духовным лидером Муктадой аль-Садр, за которым стоит одна из крупнейших группировок, входящих в ОИК, что дало возможность Джаафару, руководителю исламской партии "Ад-Даава", одержать небольшой перевес над конкурентом Аделем Абдул Махди, кандидатом от "Высшего совета исламской революции" (ВСИР) в Ираке. Хотя Шиитская коалиция после голосования по-прежнему формально выступает единым фронтом, очевидно, что премьер-министр столкнулся с решением нелегкой задачи.
Ибрагим сразу оказался в невыгодном положении политика, ассоциируемого с Иракской правительственной властью, временное правительство которой он возглавлял, при которой усугубилась волна насилия, взрывов, убийств, расстрелов и кровавых бесчинств оккупационных войск. Для иракских суннитов и курдов Махди был символом возможного объединения. Сунниты до сих пор держат зло на Джаафара из-за гибели сотен людей за последний год, в которых они винят шиитские силовые структуры и министерство внутренних дел временного правительства.
Самый первый вызов для Джаафара - это формирование некоего подобия правительства. На это, по консервативным оценкам, потребуется времени вплоть до апреля. Имея лишь 128 из 275 мест в Национальном Собрании, ОИК должна кооптировать другие группы для того, чтобы составить более двух третей в парламенте, требуемых для сформирования правительства. Идут также разговоры о формировании правительства национального единства, с тем, чтобы шииты, сунниты и курды могли разделить власть. Эта идея имеет поддержку США, которые полагают, что она поможет сбить волну суннитского вооруженного сопротивления в Ираке. Сунниты выставили два главных условия для участия в таком правительстве: поправки в Конституцию, которые наделяют шиитов и курдов правом полуавтономного контроля над богатыми нефтью областями, и контроля над, по крайней мере, одним из двух ключевых министерств - внутренних дел или обороны. Маловероятно, что такие условия могут быть приняты. Чтобы еще более усугубить ситуацию, господин (Муктада) аль-Садр (радикальный лидер иракских шиитов), чья поддержка важна для Премьер-министра, потребовал, чтобы светские сунниты, особенно из партии Баас, не были допущены к участию во вновь формируемом правительстве.
Курды могут присоединиться со своей поддержкой к шиитам, как это уже было при формировании временного правительства. Но будущее шиитского союза с господином аль-Садром, и с "Высшим советом исламской революции", требующими полного вывода оккупационных войск под руководством США, а также с курдами, наоборот, опасающимися ухода войск, маловероятно. Еще большая нестабильность, кажется, гарантируема в Ираке.