Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Это не секрет: ЦРУ ведет политическую игру

Американскому народу нужно быть уверенным в том, что его демократически избранные лидеры принимают решения, основываясь на беспристрастной разведывательной информации

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Администрация Буша проигнорировала внутренние предсказания послевоенной нестабильности, терроризма и роста исламизма в Ираке. Разведывательную информацию, доказывали критики, "специально отбирали", чтобы подкрепить аргументы в пользу войны. Чего не осознает значительная часть общества, так это, что вдохновители нападок в понедельник утром на Центральное разведывательное управление сами тщательно фильтруют информацию, чтобы подкрепить свои антивоенные взгляды.

С 2003 года были израсходованы галлоны чернил, чтобы написать, как администрация Буша (George W. Bush) проигнорировала внутренние предсказания послевоенной нестабильности, терроризма и роста исламизма в Ираке. Разведывательную информацию, доказывали критики, "специально отбирали", чтобы подкрепить аргументы в пользу войны. Чего не осознает значительная часть общества, так это, что вдохновители нападок в понедельник утром на Центральное разведывательное управление (ЦРУ) сами тщательно фильтруют информацию, чтобы подкрепить свои антивоенные взгляды.

Это наезженная дорога, усеянная полными горечи научными трудами и интервью бывших разведчиков и их навязчивых спутников вроде Майкла Шейера (Michael Scheuer), "анонимного" автора книги "Imperial Hubris" (Имперская спесь), или бывшего посла Джозефа Уилсона-четвертого (Joseph C. Wilson IV) и его жены, бывшего агента ЦРУ Валери Плейм (Valerie Plame). Последним предложил свое видение проблемы в номере журнала "Foreign Affairs" за март-апрель бывший заместитель начальника цереушного Отдела по борьбе с терроризмом Пол Пиллар (Paul Pillar).

Но Пиллар, не упустивший в своем пересказе ни одного мифа о подготовке к иракской войне (и добавивший несколько новых), нечаянно выкладывает наружу редко обсуждаемую в Вашингтоне правду: что само ЦРУ является политической организацией. Этим ведомством вовсе не манипулируют политические деятели из администрации Буша (как утверждает Пиллар); оно регулярно и активно использует свой процесс сбора и анализа разведывательной информации для того, чтобы подкреплять заранее сформулированные политические взгляды на животрепещущие вопросы, начиная с "холодной войны" и кончая иранской программой создания ядерного оружия.

Господствующие в ЦРУ взгляды высвечиваются в брифингах для правительства США, в закрытых пресс-конференциях для репортеров и в избирательных "сливах" засекреченной информации. Это ведомство рекрутирует (и отвергает) внешние источники информации, руководствуясь собственными политическими приоритетами. А почему бы и нет? В городе, где даже первоклашки имеют страстные политические воззрения, едва ли стоит удивляться тому, что такие воззрения есть у игрока, имеющего прямое отношение к щепетильным политическим решениям. Единственное, что может шокировать в отношении политизации ЦРУ, так это то, что официальные лица дают себе труд это отрицать.

С момента создания ЦРУ в 1947 году поступают жалобы от аутсайдеров на то, что аналитики этого ведомства ведут политическую игру, и от инсайдеров на то, что на них оказывается политическое давление в пользу "препарирования" разведывательной информации. Пожилые вашингтонские инсайдеры вспоминают яростные сражения из-за якобы имевшей место в 1980-е годы советской поддержки террористических групп и из-за размеров советского ядерного арсенала в 1960-е годы. Но в случае с Ираком две, по меньшей мере, двухпартийные комиссии пришли к выводу, что никакого такого давления не было, чтобы оправдать изменение выводов относительно связей Саддама Хусейна (Saddam Hussein)с террористами и его программы разработки оружия массового поражения. В данном, по крайней мере, случае значительная часть политики делалась внутри ЦРУ.

Первые тревожные звонки прозвучали в начале 1990-х годов, когда США налаживали отношения с внутренней оппозицией Хусейну. Официальные сотрудники ЦРУ не хотели свержения Хусейна, при этом они исходили не из реалистичных аналитических оценок, а из геополитических теорий работавших в этом ведомстве арабистов. Значительная часть энергии разведывательного сообщества в предвоенный период, будь то частные брифинги или "утечки" информации от якобы критически относившихся к администрации США "официальных сотрудников разведки", затрачивалась на то, чтобы попытаться предотвратить свержение Хусейна.

Хотя Пиллар и другие самозваные аполитичные бывшие разведчики и бюрократы сегодня настаивают, что организаторы "сливов" информации просто просвещали общество, из одного лишь количества высокопоставленных сотрудников разведки, которых регулярно цитировали общенациональные газеты, должно было бы стать ясно, что была - и есть - конкретная повестка. [Тем, кого интересуют подробности, рекомендую проконсультироваться у новой группы бывших сотрудников ЦРУ, объединившихся в организацию "Veteran Intelligence Professionals for Sanity" (Ветераны разведки за здравомыслие)]. В результате высокопоставленные сотрудники ЦРУ сразу отвергли иракских информаторов и вообще отказались от вербовки агентов внутри этой страны. Все та же антивоенная повестка привела к ужасным и неправильным послевоенным сценариям.

Например, поступали ложные предупреждения, что Хусейн намерен поделиться своим оружием массового поражения с террористами, что в стране разразится гражданская война, или она распадется, или произойдет то и другое сразу. В сегодня ставшем печально известным докладе Национального совета по разведке (National Intelligence Council), написанном, вероятно, Пилларом в 2003 году (и "слитом" в средства массовой информации к началу президентских дебатов в 2004 году), имелись предсказания, что нефтяные месторождения будут захвачены курдами и шиитами. Даже в своей вызвавшей большую шумиху статье в "Foreign Affairs" Пиллар повторяет смешное и преждевременное утверждение, что Ирак не будет иметь ценности в качестве "демократического" примера.

Примечательно, что ни в одном из изобилующих ретроспективными оценками трудов, которые держат в напряжении Вашингтон в последние годы, не содержится предположения, что Ирак стал бы более хорошим, более безопасным местом, если бы США действовали иначе. Скорее эти писаки, которых снабжало информацией ЦРУ, высказывали предположения, что было бы лучше, если бы мы вообще не вторгались в Ирак.

Когда общество попытается вообразить себе мир, в котором по-прежнему царствует Хусейн, возможно, ему следует также призадуматься над ни кем не сдерживаемой политизацией ЦРУ. Нам предстоят новые вызовы в Иране, Северной Корее, Китае и в войне с террором. Независимо от того, как будет развиваться ситуация в этих вопросах, американскому народу нужно быть уверенным в том, что его демократически избранные лидеры принимают решения, основываясь на беспристрастной разведывательной информации. Но они не получат такой информации от сегодняшнего ЦРУ.

Даниэлла Плетка является вице-президентом по исследованиям внешней и оборонной политики в Институте американского предпринимательства.