Закончившиеся безрезультатно переговоры между Россией и Ираном об иранской ядерной программе были вчера прерваны. Судя по всему, принимающая сторона чувствует из-за несовместимости позиций все большую беспомощность.
Вчера иранская делегация, проводившая переговоры в Москве по вопросу компромисса в споре вокруг иранской ядерной программы, отбыла из российской столицы, так и не достигнув видимого прогресса. Напротив, позиция Москвы, которую явно поддерживает и Китай, и позиция Тегерана оказались совершенно несовместимыми.
Вынужденный оптимизм
Москва, в частности, требует, чтобы Иран вернулся к добровольному мораторию на обогащение урана, чтобы можно было продолжить обсуждение плана обогащения урана на российской территории. Тегеран не желает ничего знать об этом, он твердо оставляет за собой право продолжать наряду с обогащением урана в более крупных масштабах на российской территории также реализацию соответствующей программы исследований в своей стране. Несмотря на это руководитель иранской делегации Хоссейни-Таш (Hosseinitash) говорил перед возвращением на родину о том, что иранская сторона воспринимает направленность переговоров как позитивную и конструктивную. Единственным позитивным моментом, о котором говорили и наблюдатели, был тот факт, что переговоры официально не завершены и должны быть продолжены уже в конце этой недели.
Глава российского Агентства по атомной энергии "Росатом" Сергей Кириенко должен завтра отправиться в Исламскую республику и продолжить там переговоры. Впрочем, договоренность о визите Кириенко была достигнута еще до начала переговоров в Москве. Даже главный российский дипломат Сергей Лавров ограничился лишь ничего не значащими словами по поводу переговоров, которые в целом провалились. До тех пор пока переговоры продолжаются, он бы воздержался от таких определений, как "провал" или "неудача", заявил он, выступая по телевидению. Константин Косачев, председатель Комитета по международным делам Думы, был более откровенен. Тегеран, к несчастью, заявил он, согласно сообщениям информационных агентств, до сих пор проявлял недостаточную политическую волю.
Простое затягивание времени?
В российских средствах массовой информации тоже усиливается подозрение, что иранцы якобы согласились на переговоры для того, чтобы иметь возможность тянуть время. 6 марта Международное агентство по ядерной энергии (МАГАТЭ), орган ООН, должно принято решение о том, как поступить с иранским досье. Тегеран хочет, по меньшей мере, до этого времени, создавать впечатление возможности компромисса. Россия, несмотря на отсутствие прогресса на переговорах в Москве, придерживается своей точки зрения, проблему Ирана, считают там, лучше всего решать под эгидой МАГАТЭ. По мнению российской стороны, необходимости в подключении Совета Безопасности пока нет, так как это может ужесточить позицию Ирана и будет потому контрпродуктивным.
Иран больше не желает вести переговоры с ЕС
Иран больше не желает вести переговоры по вопросу своей ядерной программы с "тройкой" ЕС, в которую входят Германия, Франция и Великобритания. Об этом сказал вчера, выступая перед журналистами в Тегеране, министр иностранных дел Манучер Моттаки (Manuchehr Mottaki). Переговоры можно вести и с отдельными государствами, сказал Моттаки, находившийся в прошедший понедельник в Брюсселе. Представитель ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана (Javier Solana) сказал после разговора с Моттаки, что не получил от него никаких новых предложений для урегулирования ядерного спора.