Мировое сообщество, наконец, набралось смелости, чтобы решить вопрос Косово, последний крупный нерешенный вопрос после насильственного распада Югославии.
И вовремя. Хотя в настаивании на скорейшем разрешении этого вопроса имеются свои риски, более опасно для Косово оставаться в нынешнем неопределенном состоянии - как протекторат Организации Объединенных Наций (ООН), с неопределенным будущим, безработицей и процветающей преступностью.
Контактная группа по Косово, состоящая из США, стран Европейского Союза и России, после войны 1999 года вполне правильно заморозила переговоры об окончательном статусе Косово с учетом опасности спровоцировать возобновление боевых действий между этническим албанским большинством, которое хочет независимости, и сербским меньшинством, которое утверждает, что Косово остается частью Сербии.
Но сейчас обстановка в бывшей Югославии улучшается. Словения вступила в ЕС, Хорватия начала переговоры о вступлении, Македония является признанным кандидатом на вступление, а Босния, Сербия и Черногория начали переговоры о заключении договора о сотрудничестве. Между тем бывший президент Югославии Слободан Милошевич (Slobodan Milosevic) и другие обвиняемые в военных преступлениях лица находятся под стражей, хотя лидеры боснийских сербов Радован Караджич (Radovan Karadzic) и Ратко Младич (Ratko Mladic) все еще на свободе. А экономика восстанавливается после войн 1990-х годов.
Обстановка не вполне здоровая, учитывая высокие уровни безработицы, преступности и коррупции. В особенно трудном положении находится Сербия: наряду с перспективой утраты Косово, ей, скорее всего, предстоит полный разрыв с Черногорией, последней бывшей югославской республикой, имевшей связи с Белградом.
Но, вполне возможно, не будет более хорошего момента, чтобы что-то предпринять в отношении Косово. С учетом занятости США и их союзников на Ближнем Востоке, западным дипломатам крайне нужно урегулирование на Балканах, чтобы показать, что вмешательство может привести к успеху.
Планом предусматривается, что этнические албанцы и сербы заключат между собой соглашение. Однако эти переговоры с большой долей вероятности будут прекращены, так как Белград отказывается согласиться на независимость (Косово), а этнические албанцы, составляющие свыше 90% населения края, не согласны на что-либо меньшее.
Контактная группа в таком случае должна быть готова предоставить Косово независимость на определенных условиях, поскольку что-либо меньшее сохранит нестабильность и будет чревато опасностью ответных акций этнических албанцев. В обмен нужно оказать на этнических албанцев давление в пользу предоставления местным сербам конституционных гарантий.
Соглашение может быть навязано только в том случае, если к этому процессу подключится Россия. Москва выражает озабоченность по поводу прецедента, который независимость может создать для охваченных волнениями зон в бывшем Советском Союзе. Но нужно убедить Россию, что санкционированная ООН на определенных условиях независимость Косово стала бы менее пугающим прецедентом, чем восстание этнических албанцев.
Каким бы ни было окончательное соглашение, международные войска и администраторы должны оставаться в Косово в предстоящие годы. ЕС должен и дальше оказывать этому региону поддержку гуманитарной помощью и выполнить свое обещание в отношении членства в ЕС в будущем. Ничто не поможет этому региону порвать со своим прошлым и сфокусироваться на будущем лучше, чем перспектива интеграции в ЕС.