МОСКВА - Когда в следующем месяце российская компания "Аэрофлот" назовет производителя, который займется заменой части ее стареющего воздушного флота пассажирских авиалайнеров, российские предприятия даже не будут представлены в конкурсе.
Однако на карту здесь поставлено нечто большее, чем предстоящая сделка. Жестокая битва между компанией Boeing и ее соперницей Airbus только набирает обороты. Представители Airbus во вторник заявили о долгосрочном соглашении о сотрудничестве стоимостью в 25 миллиардов долларов, стремясь одержать верх в этой борьбе.
В то же время, Россия планирует возродить и свою собственную авиационную промышленность. Во вторник президент Владимир Путин подписал указ о создании огромного авиационного объединения, в которое в рамках единого холдинга со значительной долей государственного контроля войдут шесть основных российских компаний, занимающихся разработкой и производством авиационной техники.
Признавая собственное поражение, Россия начинает уходить из сферы производства широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Произошло это после того, как запущенный в производство в 1992 году Ил-96, названный гордостью отечественного пассажирского флота, оказался не в состоянии конкурировать с самолетами западного производства.
В соответствии с президентским указом, Россия сосредоточит свои усилия на разработке менее крупных реактивных пассажирских самолетов на 100 мест, а также военных и транспортных машин. По словам аналитиков, таким путем российская авиапромышленность, оказавшаяся на лопатках после распада Советского Союза, получит возможность вернуть свои позиции.
"Путин сделал это, - сказала в телефонном интервью аналитик по вопросам транспорта из московской инвестиционной компании "Объединенная Финансовая Группа" Елена Сахнова, - и это действительно важное изменение. Слияние устраняет ненужную конкуренцию и объединяет под одной крышей конструкторские бюро и производственные мощности".
Объединив воедино опыт проектирования и промышленного производства разных фирм, новая российская компания способна будет создать серьезную конкуренцию западным производителям, что подтверждает Сахнова и прочие аналитики. Заявление о создании новой компании прозвучало как раз в тот момент, когда Boeing и его европейский конкурент Airbus повели борьбу за контракт на продажу "Аэрофлоту" 22 или 23 самолетов общей стоимостью около 3 миллиардов долларов, которые должны будут летать по маршрутам из Москвы в Северную и Южную Америку и в Азию.
Единственный за исключением этих двух компаний производитель широкофюзеляжных пассажирских самолетов - российская фирма "Ильюшин" - в торгах не участвовала.
Битва двух западных гигантов приобрела видимые очертания во вторник, когда представитель Airbus заявил, что его компания ведет переговоры с Россией о проектных работах, общая стоимость которых в предстоящие десятилетия может составить 25 миллиардов долларов. Однако руководитель пресс-службы Airbus из штаб-квартиры компании отказался подтвердить сделанное заявление.
Boeing и Airbus хотят продавать самолеты и прибирать к рукам инженерные и конструкторские таланты, которые могут уйти из российских компаний после объявления о слиянии.
По словам официальных российских представителей, начальный уровень капитализации новой холдинговой компании составит 10 миллиардов долларов, а миноритарные акционеры войдут в ее состав путем обмена активами фирм-участниц. Государство уже имеет контрольный пакет акций во всех этих фирмах.
Новое объединение будет носить название "Объединенная Авиационная Корпорация". В ее состав под общим руководством войдут такие компании, как "Сухой", "МиГ", "Туполев", "Иркут", "Ильюшин" и ОКБ имени Яковлева.
Россия изменит производственную номенклатуру российских пассажирских самолетов, отказавшись от некоторых моделей, начав разработку ряда новых образцов и закрыв устаревшие заводы.
"Наша цель проста, - заявил в прошлом месяце в ходе интервью заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Реус, - мы являемся авиационной сверхдержавой и намерены таковой оставаться. Тем не менее, нам необходимы определенные перемены, которые мы сейчас и делаем". Заявление это Реус сделал из здания министерства, представляющего собой настоящий лабиринт с вестибюлями, красными коврами и огромными дубовыми дверями.
Аналитики заявляют, что российская авиационная промышленность готова вернуть утраченные позиции. Ее более старые модели пассажирских самолетов большой дальности, такие как Ил-86 и Ил-96, редко используются на западных рейсах, но они активно летают по маршрутам в пределах территории бывшего Советского Союза.
Ил-86 был первоначально предназначен для того, чтобы возить зрителей на Московскую Олимпиаду 1980 года, однако его не удалось своевременно ввести в эксплуатацию. Больше этот самолет не производят. Использование более поздней модели - Ил-96 - в ряде аэропортов запрещено из-за того, что самолет не соответствует шумовым требованиям.
Решающий и трудный момент для программы производства Ил-96 наступил летом прошлого года, когда особо важный самолет этой марки - президентский - сломался во время визита Путина в Финляндию. Ил-96 остался на летном поле из-за проблем с тормозной системой, а президент улетел домой на другом, меньшем по размерам самолете. После этого был уволен глава компании "Ильюшин".
Обычно требования к этой отрасли носят менее целенаправленный характер. "Нам нужно найти нишу, - заявил в прошлом месяце Юрий Коптев, заместитель министра авиационной промышленности и бывший директор российской космической программы. - Поскольку "Боинг" не делает самолеты для местных маршрутов, мы стараемся определить новое направление развития российской авиации для вывода ее в мировые лидеры".
Слияние даст России возможность сосредоточить усилия на создании нового российского регионального самолета RRJ, который Москва надеется продавать в Европу и Соединенные Штаты Америки для обеспечения полетов на небольшие расстояния. Консультантом в этом проекте выступает компания Boeing.
По оценкам представителей Boeing, рынок широкофюзеляжных реактивных самолетов в России и бывших советских республиках в следующие 20 лет составит около 130 единиц такой техники. По ценам каталогов их стоимость на сегодня составляет более 19 миллиардов долларов.
По мере приближения даты объявления "Аэрофлотом" результатов тендера обе западные компании стараются подчеркнуть тот объем работ, который они проводят на территории России. Конструкторский центр Boeing в Москве, в котором на момент его открытия в 1998 году в рамках программы сотрудничества с компанией "Ильюшин" работало чуть больше десятка инженеров, сегодня имеет в своем штате более 1200 россиян. Около 300 российских конструкторов проектировали детали для Боинга-787.
Airbus и его контролирующая компания EADS за прошедшие 10 лет вложили в России 600 миллионов долларов. По данным вебсайта компании, в ее московском конструкторском бюро работают около 100 инженеров. По словам представителей Airbus, с 2007 года она будет ежегодно увеличивать объемы сотрудничества с Россией на 110 миллионов долларов.
Компания также планирует в перспективе более активно привлекать российских производителей к программе создания своего широкофюзеляжного пассажирского самолета А350, а также использовать российский инженерный талант для будущих авиационных разработок. Airbus также намеревается предложить России контракт на переделку старых пассажирских самолетов в самолеты-транспортники.
"Цель такого партнерства состоит в том, чтобы в течение срока действия данных программ дать России возможность достичь объема продаж в 25 миллиардов долларов", - говорится в заявлении компании. Однако аналитики говорят о том, что Airbus для получения такой цифры в 25 миллиардов долларов сложил вместе действующие объемы своего бизнеса и потенциальные, которые могут быть обеспечены за счет будущего развития в течение нескольких десятилетий. Представитель фирмы отметил, что его компания пока не объявляет о новых сделках с Россией.
Такие утверждения в условиях коммерческого противоборства между Airbus и Boeing стали здесь обычным делом, хотя заявление Airbus, сделанное во вторник, было расценено как довольно необычное. Согласно существующей практике, крупный заказ всегда сопровождается обещаниями о создании новых рабочих мест в стране заказчика. И почти всегда вслед за этим там действительно начинают изготавливать некоторые отдельные детали - но не более того.
Пока большая часть иностранного авиационного флота, летающего по России, представлена самолетами Boeing. Из 97 работающих на российских авиалиниях западных машин 74 - "боинги". Но у Airbus больше заказов на будущее. Для увеличения продаж каждая из компаний будет пытаться уже на первом этаже влезть в лифт нового российского авиакосмического холдинга.
Во вторник представитель Boeing Виктор Аношкин заявил, что компания намерена до 2011 года инвестировать в российские разработки и промышленное производство 3 миллиарда долларов. По его словам, Boeing предвидел создание российского авиационного объединения, о котором первоначально было заявлено в прошлом году, и компания уже разработала стратегию сотрудничества.
"Я могу догадываться, - добавил Аношкин, - что скоро, очень скоро руководители компании Boeing начнут говорить о конкретных проектах, поскольку буквально все ждали подписания этого указа".
Аналитик Сахнова сказала, что производители боевых самолетов - компании "МиГ" и "Сухой" - объединят усилия в целях создания нового поколения российского истребителя, которое уже началось.
Каким образом слияние поможет реализации данного проекта?
"Естественно, этого никто не знает. Это секрет", - сказала Сахнова.