Книгу пришлось ждать три года, пока удалось осилить ее перевод с английского языка на немецкий, а после этого она еще не один месяц лежала на столе рецензента. Рецензент берется за нее и делает вывод: это актуально.
Дмитрий Тренин, заместитель директора Московского центра Карнеги (Carnegie Moscow Center), пишет о России, как о "потерпевшей кораблекрушение мировой державе". Он ищет стратегию, способную вернуть кораблю плавучесть. Он требует всемирно-политических капитанов дальнего плавания, наконец, все же правильно понять страну, видеть в ней не "агрессивного рецидивиста" и "неудачный продукт посткоммунистической трансформации", а "потенциально важного и равноправного партнера в управлении Средней Азией и в более крупных масштабах - глобальной системой". Разумеется, при условии, что Россия станет таким партнером.
Идет ли она этим фарватером - это был один из многих вопросов, возникший в начале этого года из-за спора с Украиной о цене на газ, о поставках газа и об использовании энергоносителей в качестве стратегического оружия. В Киеве (и не только там) некоторые компетентные наблюдатели делают вывод, что, по крайней мере, в этом случае государство Владимира Путина вело себя как рецидивист.
Но дело имеет несколько граней. Многие консервативные мыслители не смирились с "потерей Украины". Тренин, в частности, указывает, в том числе, на Алексея Подберезкина, бывшего советника главы КП Геннадия Зюганова, и на сегодняшних монархистов. И он дает критическую характеристику еще "остающимся реакционным романтикам" и, разумеется, сторонникам Владимира Жириновского.
Тренин считает, что подводные камни у выхода на этот всемирно-политический фарватер в принципе преодолены. Он слабо верит в "возвращение в Евразию", как и в возрождение Советского Союза даже в измененном виде. "Держи на Запад!" - таков в целом его курс.
Газовый конфликт как конфликт пограничный
В таком же направлении хотело бы плыть и нынешнее правительство в Киеве, то есть идти курсом из вод "ближнего зарубежья". Но тогда появляется новая граница - Тренин детально занимается проблематикой границ России, - так как нет больше флирта, так как речь идет о рациональном бизнесе. С этой позиции вполне можно трактовать и газовый конфликт, который автор, разумеется, не мог предвидеть.
Россия остается многонациональным государством
Но что же представляет собой Россия? Уже больше не империя, преемственность после распада Советского Союза нарушена. Больше не существует ни царской "тюрьмы народов" (Ленин), ни "оплота" сплоченных навеки братских социалистических народов (как это поется в прежнем государственном гимне).
Но Россия - все еще многонациональное государство. "Решения Ататюрка (Atatuerk)" не существует, создание чисто национального государства при условии отталкивания всех остальных, "инородцев", невозможно уже по причине географического расселения народов. С другой стороны, 25 миллионов коренных русских проживают за границами нынешней федерации. Обособлять их - тоже не вариант, дает понять бывший военнослужащий Тренин.
Нынешний состав Российской Федерации остается неизменным. Сохранение его, в том числе и состава бывших советских республик, которые по-своему становятся постепенно национальными государствами, - было условием мирного роспуска СССР. Однако продолжающаяся десятилетие война против Чечни демонстрирует слабые места, не говоря уже о том, что она в целом отравляет российское общество.
Многое в его размышлениях говорит о геополитическом мышлении, которое не является столь уж новым. Это становится вполне очевидным, если обратиться к его политической морской карте, на которой значатся "фронты" на западе и на юге, "дальневосточный задний двор". Географические единицы кажутся здесь, в конечном счете, величинами постоянными. Они носят названия - "Запад", Европа, США, Китай, Япония и так далее. Но они меняются, и Россия делает то же самое.
Россия, делает он вывод, "временно ушла в приватную жизнь" - "крайне отрадное изменение", поскольку "под покровом единоличной и однопартийной политики" зреют социальные силы, преобразующие страну. Он имеет в виду средний класс, считая его основой будущей демократической структуры. Однако помимо пассажиров на корабле мечты демократии есть и пираты, действующие не только "исподволь": хваткие компаньоны по транснациональным экономическим сделкам, таким, например, как украинская газовая сделка, с другой стороны, - исполнители ренационализации сырьевых концернов. "Новые русские" и бюрократы из властного аппарата конкурируют и сотрудничают. Это не является предметом исследования книги, о которой идет речь. Но это магнитное поле воздействует на стрелку компаса, указывающую в западном направлении. Так что считать курс совсем надежным трудно.
Дмитрий В. Тренин:
Россия. Потерпевшая кораблекрушение мировая держава. Новые стратегии и поворот к Западу.
Перевод на немецкий - Бернд Рулькеттер (Bernd Rullkoetter). Murmann Verlag, Hamburg 2005,
351 Seiten, 24,90 Euro.