Мир немного вздрогнул, когда президент Владимир Путин сообщил в начале февраля о своих планах пригласить в Москву для переговоров руководство движения ХАМАС, пришедшего к власти демократическим путем в Палестине. Особенно в Израиле и в США реакция была негативной. Ну а Франция продолжила свою линию на раздражение США и высказалась в поддержку Путина.
Россия обосновала свою позицию тем, что палестинцев в течение ряда лет постоянно подталкивали к проведению демократических выборов. Жители автономии послушались совета и приняли участие в голосовании. И выбрали - ХАМАС. И демократический выбор народа надо уважать. Если необходимо поддерживать отношения с избранными представителями палестинцев, то в данном случае - это лидеры именно ХАМАС.
Это все чистая правда. Но ХАМАС - это не только политическое движение, но и террористическая организация, в которую входят лица, похожие на бунтующих чеченцев, с которыми Путин не желает контактировать. Политика Кремля, конечно же, реалистична, но одновременно имеет двойные стандарты: убийство русских делает противника беззащитным перед законом, а убийство израильтян, получается, нет.
На ХАМАС оказывают давление с тем, чтобы из программных документов движения были удалены пункты, в которых говорится, что целью движения является, в частности, уничтожение Израиля. Движение должно признать существование этого государства и отказаться от террористической деятельности. Возникает вопрос в практической плоскости: должны ли эти требования быть выполнены, как условие для начала политических переговоров, или же на первом этапе переговоров надо сначала обсудить именно эти проблемы. Россия дает понять, что в Москве может состояться обсуждение как раз этих вопросов.
И эти проблемы будут, видимо, самыми главными на переговорах. Но инициатива Путина имеет и другие цели. Он подал заявку на возвращение России за стол переговоров, которые касаются ближневосточного урегулирования. После распада СССР Россия была на годы отлучена от стола, за которым идет большая политическая игра. И первая фишка в игре Путина - ХАМАС, так как другие игроки не хотят брать эту фишку. Результат недавних выборов (в Палестинской автономии) делает подобный ход возможным.
Россия имеет, правда, свое место в так называемом квартете (США, ЕС и ООН). Квартет 'нарисовал' несколько лет назад так называемую 'дорожную карту' для распутывания узлов на Ближнем Востоке.
На 'дорожную карту' ссылаются и сейчас, но все понимают, что эта 'карта' - уже бита. ХАМАС вообще не участвовал в указанных 'картежных' играх, Израиль как хотел трактовал 'карту-схему' с выгодой для себя, а США вообще потеряли со временем интерес к игре. 'Процесс установления мира' основательно застопорился. Из внешних значительных сил только США могли бы подтолкнуть процесс, но у администрации президента Дж. Буша либо нет желания, либо уже иссякла энергия.
В данном контексте инициатива Путина вряд ли может изменить что-либо радикально. Но новая позиция ХАМАС - проблема и для самого этого движения, и для Израиля вместе с США. ХАМАС можно притеснять, на него можно оказывать давление, но изменить его демократическим путем обретенный статус не может никакая сила.
ХАМАС со своей стороны не сможет управлять палестинскими территориями без контактов с Израилем. ХАМАС может допустить дальнейшее обнищание палестинцев и обвинять в этом оккупантов, но это движение не сможет переложить на других ответственность за подобное положение.
Израиль не примет никаких важных решений по данным проблемам, пока в стране не пройдут в марте выборы, результатов которых все ожидают: новое правительство будет сформировано весной. Нынешняя атмосфера в стране подталкивает к односторонним решениям без переговоров с ХАМАС или другой палестинской организацией. Но мир таким путем не будет гарантирован - это понимают все. Если у Путина есть конструктивные идеи по развязыванию узлов, то о них мы услышим после проведения переговоров в Москве.
____________________________________________________________
Российский гамбит с ХАМАС ("Christian Science Monitor", США)