Отношения между Украиной и Россией напряженные. Несколько недель назад начались трения на полуострове Крым, где дислоцирован российский Черноморский флот. С Анатолием Кинахом, бывшим премьер-министром, а с сентября - главой Совета национальной безопасности Украины, беседовал Герхард Гнаук.
DIE WELT: На прошлой неделе приступила к работе комиссия Ющенко-Путина. После этого обе стороны открыто заговорили о разногласиях.
Анатолий Кинах: Если быть точным, в Киеве сначала собралась подкомиссия по Черноморскому флоту. Мы исходим из того, что все открытые вопросы, связанные с временным пребыванием российского флота, должны быть решены без эскалации напряженности в отношениях. Было решено создать смешанную рабочую группу для инвентаризации недвижимости флота. Мы в данном случае хотим, как и с ценами на газ, иметь прозрачные и рыночные отношения. По предварительным расчетам наших специалистов, Россия должна платить за аренду в Крыму 1,8 миллиарда долларов США в год. В настоящее время она платит 97 миллионов.
DIE WELT: Это ответ Киева на повышение цены на российский газ?
Кинах: Ни в коем случае. Россия дружественная, связанная с нами многими узами соседняя страна. Но время "дипломатии без галстуков" и неформальных договоренностей подходит к концу.
DIE WELT: Критики говорят, что новая цена на газ, примерно в два раза выше, чем прежде, ставит под угрозу экономику Украины, а российский концерн "Газпром" фактически получил на десятилетия доступ к газотранспортной системе.
Кинах: По нашим расчетам, экономический рост в связи с новой ценой снизится не менее, чем на 2-2,5 процента. Я не говорю, что договор о цене на газ является успехом. Он отражает баланс интересов. Он дает большую прозрачность. Что касается транспортной системы: такая оценка совершенно ошибочна. Украина сохранила свою газотранспортную систему. В ближайшие годы мы не планируем ее приватизацию или передачу в чье-то распоряжение. Но что касается поставок и транзита газа - тут еще предстоит большая работа по согласованию.
DIE WELT: Вы были бы за участие немецкой экономики в энергетических проектах?
Кинах: Мы - надежная транзитная страна. Deutsche Bank утвердил кредитную линию в размере более двух миллиардов евро для наших газовых концернов. Мы хотим, несмотря на временные трудности, продолжить это сотрудничество. Мы предложили построить новый российско-украинский газопровод Новопсков-Ужгород, чтобы увеличить транзитные мощности в сторону Западной Европы, и немецкое участие было бы в данном случае желательным. Мы создали агентство по энергосбережению. В течение пяти лет мы хотим уменьшить потребление газа на 10-15 процентов.
DIE WELT: Что ждет Украина от ЕС?
Кинах: Я надеюсь, что ЕС будет последовательным. Стратегия вступления или, скажем, европейской интеграции является для нас приоритетом. Это необратимо.