Последние меры президента Владимира Путина по реструктуризации части автомобилестроительной и всей самолетостроительной промышленности России вызывают знакомые подозрения, в особенности потому, что они следуют за чрезмерным вмешательством правительства в энергетический сектор страны. Данное президентом государственной оборонной компании "Рособоронэкспорт", возглавляемой одним из его близких друзей, разрешение на реорганизацию части автомобилестроительной промышленности очень похоже на то, как если бы г-н Путин продолжал развивать находящийся под его контролем военно-промышленный комплекс. Представляется, что объединение самолетостроительных компаний и конструкторских бюро, которые были самостоятельными даже в советскую эру, знаменует собой новый шаг в направлении государственной централизации российской экономики.
Российские автомобиле- и самолетостроительные предприятия в определенной мере являются более технически сложными, чем ее бурно развивающийся энергетический сектор. Следовательно, у российского государства есть несколько лучший предлог, пусть даже только на социальной основе, защищать рабочие места, помогать оказавшимся в затруднительном положении производственным предприятиям, чем это было при ренационализации значительной части нефтегазовой промышленности, над которой оно уже имеет достаточный контроль посредством налоговых законов и государственного владения трубопроводами. Однако имеется риск, что, пытаясь создать национальных "тяжеловесов" в автомобиле- и самолетостроении, правительство создаст угрозу для иностранных инвестиций и технологический связей.
В автомобилестроительном секторе под вопросом судьба оказавшейся в трудном положении государственной компании "АвтоВАЗ" и рабочих мест ее 100000 работников. Почти наверняка наилучшей для компании перспективой стало бы извлечение максимальной пользы из ее совместного с компанией "General Motors" (GM) предприятия. Но у компании "Рособоронэкспорт", кажется, имеются другие идеи. Несмотря даже на то, что она не владеет акциями компании "АвтоВАЗ", ее представители недавно заняли посты председателя правления и генерального директора этой автомобилестроительной компании и немедленно затеяли с компанией GM спор из-за цен, который привел к остановке производства. Этот спор был урегулирован, но новые менеджеры компании "АвтоВАЗ" из компании "Рособоронэкспорт" теперь настаивают на том, чтобы государство выделило больше денег на развитие компании "АвтоВАЗ" как единственного национального "тяжеловеса". Это было бы ошибкой и бесполезной тратой денег. Ибо наилучшие результаты в автомобилестроении показывают российские сборщики иностранных моделей и иностранные автомобилестроительные компании, которые сами осуществляют производство в России.
В сегодняшнем аэрокосмическом мире трудно было бы доказывать, что России следует сохранить множество компаний, когда в сфере гражданского самолетостроения Соединенные Штаты и Европа имеют, фактически, каждый всего одну компанию - "Boeing" и "Airbus" - и когда главные рынки российских военных самолетов (вертолетов) в Китае и Индии испытывают спад. Указ, который г-н Путин подписал на этой неделе, объединит известные имена "Сухой", "МиГ", "Туполев" и "Ильюшин", а также частично приватизированную компанию "Иркут", в которой имеют долю акций компании, входящие в корпорацию "Airbus". Это будет связано со сложными обменами пакетов акций, принадлежащих государству и частным владельцам. Если россияне хотят, чтобы эта операция прошла успешно, правительство должно обеспечить более надежные гарантии миноритарным иностранным акционерам и субподрядчикам, чем это было сделано при реструктуризации российского энергетического сектора.