Крупные предприятия российской авиационной промышленности, находящиеся в собственности государства или под его контролем, должны быть объединены в холдинг (ОАО "Объединенная авиастроительная компания"). Среди двух десятков предприятий, о которых идет речь, - авиазаводы "Сухой", "Ильюшин", "Туполев" и МИГ. В новую структуру должны войти также частные компании, правда, не менее 75 процентов их уставного капитала должны оставаться в руках государства. Так решил президент Владимир Путин, издавший ставший сегодня известным указ о создании холдинга в форме открытого АО. Для юридической и законодательной подготовки к созданию новой компании и для того, чтобы договориться с частными производителями, Путин отвел правительству время до апреля 2007 года.
Создание новой суперкомпании в российском авиационном секторе имеет целью, пишет Путин в обосновании, сосредоточение ресурсов российской авиационной промышленности, интеллектуального потенциала, а также повышение обороноспособности России. В российской авиационной промышленности насчитываются 293 предприятия, примерно половина из них принадлежит государству или находится под его контролем. В отрасли заняты в общей сложности примерно полмиллиона человек. Объем производства авиационной промышленности оценивается на уровне 160 миллиардов рублей в год. Правда, с начала девяностых годов сбыт конечной продукции резко упал и составил в 2005 году около 10 миллиардов рублей. Доля российской гражданской авиапромышленности сократилась с 27,5 процента в 1992 году до 17,4 процента в 2004 году. В наступлении - зарубежные производители. Доля военного авиастроения России в экспорте этой отрасли составляла по последним данным 25 процентов. По данным Министерства промышленности и энергетики, эта доля сокращается.
Запрет на полеты Ил-96
Символичным для плачевного состояния российской авиационной промышленности является то обстоятельство, что несколько месяцев назад из-за предполагаемых недостатков был введен запрет на полеты Ил-96 - самолет такого типа использует также президент. Новая всероссийская авиастроительная компания должна открыть отрасли новые перспективы и не допустить, чтобы на мировом рынке господствовали лишь такие компании, как Lockheed Martin, Boeing или китайская Aviation Industries of China. Первоначально планировалось сделать новую компанию моделью взаимодействия между государством и частным капиталом. При этом государство должно было иметь в компании всего от 25 до 51 процента капитала. Российская газета "Коммерсант" писала, что интерес частных авиационных предприятий к новой компании был поэтому сначала очень большим. Но поскольку "в акции спасения" намечается доминирующая роль государства, готовность принять участие в реализации замысла Путина и правительства теперь невелика.
"Неандертальская сделка" - усиление влияния государства
Поэтому не случайно, что план был приведен в соответствие с тенденциями, направленными на расширение влияния российского государства в стратегически важных отраслях промышленности. "Показательным примером" этого является разрушение частного концерна ЮКОС, чья главная нефтедобывающая компания "Юганскнефтегаз" оказалась год назад в руках государственного нефтяного концерна "Роснефть". Мажоритарный акционер ЮКОСа Михаил Ходорковский был после судебного процесса, который наблюдатели назвали скандальным, отправлен в тюрьму. Другой жирный кусок нефтяной отрасли, предприятие "Сибнефть", которое контролировал Роман Абрамович, перешло в прошлом году благодаря крупнейшей в российской истории сделке по поглощению к государственному газовому монополисту "Газпром". Имело ли в данном случае место "давление со стороны государства" - неизвестно, но это предполагали, министр экономики Герман Греф говорил о "неандертальской сделке".
Критике подвергали также то обстоятельство, что и российские государственные банки, и иностранные коммерческие банки выделили для обеспечения сделки финансовые средства. Возникал вопрос, насколько надежными являются отношения собственности, установившиеся в ходе дикой приватизации девяностых годов, и вопрос, насколько надежны последующие инвестиции "рыцарей-разбойников", находящихся на пути становления как крупные промышленности, или что будет с мелкими инвесторами, доверившими свои деньги иностранным фондам, вложившим затем инвестиции в такие предприятия, как ЮКОС. Но возник также принципиальный вопрос о смысле миноритарного участия иностранных компаний в капитале таких нефтяных компаний, как "Лукойл".
Никаких гарантий для иностранных предприятий
На пресс-конференции в конце января Путин попытался успокоить волнение. Выступая перед иностранными журналистами, он намекнул, что государство, контролирующее, между тем, уже добрую треть нефтегазовой отрасли, уже насытилось и не собирается использовать занятые на сегодняшний день плацдармы для дальнейшего продвижения в нефтяной промышленности и в других отраслях промышленности. Никто не думает национализировать российские нефтяные концерны, сказал Путин. Для участия в дорогостоящем освоении нефтяных и газовых месторождений постоянно приглашают иностранные концерны. Но нет конца все новым обсуждениям закона, который регулирует, где и в каких объемах возможно участие. Вместо закона, который давал бы гарантии, поднимается вопрос о введении должности специального министра по сырью. Вопрос: означает ли это еще больший государственный контроль. Что касается сосредоточения ресурсов в авиационной промышленности, выводы делать еще преждевременно. Вопрос заключается в следующем: "реквизирует" ли государство частные предприятия или же они смогут без всякого принуждения с его стороны принять самостоятельное решение.