Темная сделка по оружию девятилетней давности стала причиной крупного дела о нарушении прав человека в бывшей советской республике Молдавия, бросив Соединенным Штатам вызов встать на защиту собственного доброго имени, а также и главенства закона.
В центре этого дела стоит осуждение 16 января с.г. бывшего министра обороны Молдавии Валерия Пасата, который был приговорен к 10 годам каторжных работ. Преступление Пасата состоит, якобы, в том, что он в 1997 году продал Пентагону за 40 млн. долл. США 21 истребитель МиГ-29. Обвинение утверждало, что эти самолеты стоили на 55 млн. долл. дороже, и Пасат, таким образом, виновен в должностном преступлении. В этом судебном разбирательстве подразумевалось также, что Соединенные Штаты "надули" Молдавию в этой сделке. Эти обвинения ложные.
Я был тем официальным лицом в аппарате министра обороны США, которое с самого начала имело самое непосредственное отношение к закупке самолетов МиГ; в нескольких случаях я вел переговоры лично с Пасатом в столице Молдавии, городе Кишинев. Пасат был упрямым и трудным собеседником, который затягивал заключение этой сделки на многие месяцы, чтобы выиграть более значительную компенсацию для своей страны. В данном случае сделка была абсолютно честной с обеих сторон. Дополнительные 55 млн. долл., якобы предложенные другим потенциальным покупателем (по общему мнению, это был Иран), являлись призрачными деньгами, что понимали все ответственные молдавские чиновники, участвовавшие в данной сделке. Фактически, кое-кто в правительстве США полагал, что мы переплатили за стареющие самолеты. В любом случае, окончательное решение с молдавской стороны было принято на политическом уровне президентом и премьер-министром страны, а не Пасатом.
Разъяснения по данному делу были даны молдавскому суду человеком, который в то время являлся послом США в Кишиневе, и мною путем предоставления письменных показаний под присягой, заверенных Государственным департаментом США и, в моем случае, Пентагоном. Однако тайный молдавский трибунал, созданный для разбирательства данного дела, отказался принять эти показания или любые другие фактические доказательства в пользу обвиняемого. Слушание дела проходило с минимальным учетом прав Пасата. На первый взгляд, приговор и срок представляются скандальными и напоминают о советских политических судебных процессах в их наихудшем виде.
Подлинный смысл данного дела в том, что Пасат в момент своего ареста находился на службе в компании "ЕЭС России" и также являлся активным членом внутренней политической оппозиции нынешнему коммунистическому правительству Молдавии. Я на протяжении более 20 лет вел дела с Молдавией в разных качествах и считаю Пасата политическим заключенным и заложником в энергетических спорах между Кишиневом и Москвой. Любую симпатию и поддержку, которую западные страны, возможно, предоставляют Молдавии в ее неравном соперничестве с Россией, следует умерить признанием злоупотреблений в советском духе судебной властью в связи с данным делом.
Когда-нибудь Пасат, быть может, найдет справедливость в Европейском суде по правам человека, который, по крайней мере, рассмотрит имеющиеся публичные доказательства. Но к тому времени, возможно, будет нанесен непоправимый ущерб его здоровью - уже сегодня неважному - из-за условий заключения в каторжной тюрьме.
Молдавия считает себя окончательно утвержденным кандидатом на вступление в Европейский Союз. В таком случае, европейским правительствам следует, как минимум, вмешаться и заявить Кишиневу о необходимости соблюдения норм в области прав человека и защиты граждан, которые предъявляются к любой стране, стремящейся быть включенной в Европу.
Пока что Соединенные Штаты просто проходят мимо этого постыдного дела. Ни Государственный департамент, ни Министерство обороны не выступили в защиту Пасата - когда-то почетного гостя тогдашнего министра обороны Уильяма Коэна (William Cohen). Возможно, это объясняется отчасти тем, что закупка самолетов МиГ осуществлялась предыдущей администрацией, а отчасти тем, что Вашингтон вполне правильно поддерживает Кишинев в его противостоянии с Москвой в вопросе сепаратистского региона Приднестровье на востоке Молдавии.
Однако это молчание делает посмешище из якобы существующей поддержки администрацией США главенства закона в бывших советских республиках. Оно косвенно подтверждает представление о том, что мы обманули бедную страну в сделке по оружию. И, наконец, оно посылает аналогичным официальным лицам в других странах сообщение, что, если они будут вести дела с Соединенными Штатами добросовестно - как это делал Пасат - а внутренний политический ландшафт изменится, Вашингтон "умоет руки" и бросит своих бывших партнеров.
Это дело касается не только гражданских свобод и правосудия в Молдавии, оно затрагивает также честь Соединенных Штатов.
Автор в прошлом был чиновником Государственного департамента и Пентагона, а сегодня является старшим сотрудником Американского совета по внешней политике в Вашингтоне.