Пятьдесят лет назад советский лидер осмелился подвергнуть критике Сталина. Было ли это проявлением храбрости или циничным расчетом?
Многие из присутствовавших тогда помнят 'мертвую тишину', воцарившуюся в зале заседаний. Это случилось вечером 25 февраля 1956 года. Неожиданно делегатов двадцатого съезда Коммунистической партии собрали на заключительное закрытое заседание в штаб-квартире Центрального Комитета в Москве. Когда советский лидер Никита Хрущев встал на трибуну и начал свою речь, некоторые из делегатов упали в обморок. Другие в отчаянии схватились за голову. Многие не могли поверить своим ушам.
Без малейшего предупреждения Хрущев обрушился с жесткой критикой на своего предшественника, досточтимого Иосифа Сталина. Хрущев сказал, что Великий Вождь, проведший страну сквозь Вторую мировую войну и умерший три года назад, обладал 'капризным и деспотичным характером'. В своей обличительной речи, длившейся четыре часа, он заклеймил Сталина за то, что тот создал культ личности и 'жестоко расправлялся' с любым, кто вставал у него на пути.
Сегодня этому секретному докладу Хрущева исполняется пятьдесят лет: блестящее разоблачение сталинизма - волна этого разоблачения прокатится затем по всему миру; начало 'оттепели' и конец террора в стране, где сотни тысяч людей были расстреляны или сосланы в ГУЛАГи.
На Западе этот доклад в основном оценили, как отважный и нравственный шаг, который изменил судьбу страны. В середине февраля живущая в США Нина, внучка Хрущева, преподаватель истории международных отношений, в своей статье в Washington Post, превозносила своего прадеда за то, что он 'показал, каким чудовищем являлся Сталин'.
Тем не менее, в России, среди нешумных празднований годовщины, все больше людей приходят к мнению о том, что речь Хрущева на самом деле являлась циничным маневром, нацеленным на спасение своей 'шкуры' и 'шкуры' своих товарищей по партии. 'Хрущев попытался возложить всю вину на Сталина, в то время как его собственные руки были по локоть в крови', - говорит Юрий Жуков, историк Российской академии наук, который изучал недавно рассекреченные архивы той эпохи.
Эта переоценка происходит в тот момент, когда все больше критики обрушивается на Владимира Путина, которого обвиняют в попытке установления авторитарного режима, напоминающего о временах правления 'сильной коммунистической руки', которое оказало сильное влияние на всю историю двадцатого века. Новые шаги президента включают в себя усиление государственного контроля над средствами массовой информации и замену победивших на выборах губернаторов, 'назначенцами' президента.
Хотя Кремль и не ведет просталинскую пропаганду, Сталин остается очень популярным в стране: ему, по сравнению с Хрущевым, положительную оценку дают больше людей. Немногие политики осмеливаются критиковать сталинское наследие, несмотря на мольбы об этом, раздающиеся со стороны жертв репрессий. Исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения, показало, что 50% россиян считают, что Сталин сыграл положительную роль в истории страны. В 2003 году их было 46%.
В 1956 году доклад Хрущева без сомнения ставил точку на прошлом. Сталин, сказал он, совершил 'серьезные и важные отклонения от партийных принципов' и развязал 'жесточайшие репрессии', придумав образ 'врага народа'. Хрущев привел данные, согласно которым 98 из 139 членов Центрального Комитета были расстреляны по приказу Сталина в 1937 и 1938 годах.
Многие из 1400 делегатов съезда до этого слышали только намеки на подобные события и потрясение, которое они испытали, было искренним. Искренней была и ярость почитателей Сталина. 'Мои впечатления были крайне негативными, - говорит 94-летний Николай Байбаков, который в те времена был главой Госплана, советского центрального планового органа. Его голос до сих пор дрожит от ярости, вызванной оскорблением его кумира. - Да, негативными. По сравнению со Сталиным, Хрущев - полное ничтожество'.
Никаких прений не допустили, и делегаты со священным трепетом разошлись по домам. Многие впали в депрессию. В течение недели было совершено два самоубийства.
Почти сразу начались перемены. Несмотря на то, что полный текст доклада был опубликован в Советском Союзе только в конце восьмидесятых, выдержки из него были розданы местным партийным руководителям и зачитывались на собраниях. Политзаключенных реабилитировали. Пресса получила ограниченную, но все же свободу. Были восстановлены связи с иностранными державами, такими как Франция и Великобритания. Политические враги Хрущева были 'стреножены', но они избежали смертной казни, чего не миновали бы при Сталине. После того, как зарубежные коммунистические партии допустили утечку текста доклада, он вызвал живейший интерес за границей. 'The Observer' посвятил целый выпуск этому тексту, содержащему 26 тысяч слов.
И хотя Хрущев положил начало необратимым изменениям, эксперты считают, что он скрыл свою собственную роль в кровавых репрессиях. Правда о лепте, которую он внес в сталинский террор, стала известна только в течение последних пяти лет.
Телеграмма, найденная Жуковым в архивах Политбюро, свидетельствует о том, что когда Хрущев был назначен руководителем Украины в 1938 году, он послал в Москву запрос на ликвидацию или арест 30 000 человек. Вскоре состоялась жесткая 'чистка' интеллигенции и 'враждебных элементов'.
Согласно найденным документам, за год до этого, когда Хрущев возглавлял Московскую городскую и областную партийные организации, он просил разрешения расстрелять 8 500 'предателей' Страны Советов и сослать почти 33 000 в лагеря. 'Эти гонения действительно имели место и совершались они по приказу Хрущева', - говорит г-н Жуков.
Дима Быков, молодой российский интеллигент, считает, что Хрущев был добровольным прислужником Сталина. 'Когда я работал учителем, то я рассказывал свои ученикам про ХХ-й Съезд с помощью аналогии: представьте себе Гиммлера, произносящего после смерти Гитлера антифашистскую речь на съезде нацистской партии'.
Конец хрущевской оттепели пришел спустя всего несколько месяцев после его речи, когда по его приказу советские танки подавили восстание в Венгрии. Он разрешил Александру Солженицыну опубликовать книгу о ГУЛАГе, но в то же время наложил вето на роман Бориса Пастернака 'Доктор Живаго', потому что ему не понравилось нелакированное описание последствий большевистской революции.
Никита Хрущев, 46-летний журналист, названный в честь своего деда, допускает, что он не был героем, коим его часто представляют. 'Конечно, дед принимал участие в репрессиях, - говорит он. - Конечно, Вы сможете найти его подпись на списках приговоренных. И, конечно же, еще много документов, пылящихся в архивах, ждут своего часа. Но тот факт, что он осмелился обвинить Сталина, был без сомнения его собственным отважным поступком. Он совершил самый настоящий подвиг. . . Ведь это означает, что он преодолел Сталина в себе самом'.
Г-н Быков говорит, что Хрущев был храбрым человеком, который признал свои ошибки и попытался начать реформы, но у него не хватило силы воли, чтобы разрушить систему полностью. 'Хрущев был полудиктатором, полулибералом, - говорит он. - Путин точно такой же. Основная разница состоит в том, что во времена Хрущева движение было по направлению к свободе. Теперь в обратном направлении. Хрущев - инициатор свободы. Путин - ее могильщик'.
Никита - кукурузник
· Хрущев был известен под прозвищем 'Никита - кукурузник' за его усилия засадить бескрайние поля страны кукурузой.
· В 1956 году 'секретный доклад' Хрущева длился четыре часа и его полный текст - не публиковавшийся в Советском Союзе до 1989 года - содержал 26 000 слов. В докладе говорилось, что Иосиф Сталин 'применял жестокое насилие не только ко всему, что противостояло ему, но также и в отношении того, что в силу его капризного и деспотичного характера, казалось, противоречило его убеждениям'.
· В докладе содержалась информация о гневном письме, написанном Владимиром Лениным Сталину в 1923 году, в котором бывший вождь обвинял Сталина в оскорблении его (Ленина) жены.
· Архивы Политбюро явно демонстрируют, что Хрущев скрывал информацию о том, что, находясь на партийных руководящих постах, в конце тридцатых годов он запрашивал разрешение на расстрел и аресты 70 000 человек.
___________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Фатальная страсть к порядку ("The International Herald Tribune", США)
Как одна речь выиграла холодную войну ("The New York Times", США)