В стратегических вопросах Берлин и Варшаву все еще разделяют целые миры. Согласия не было еще во время войны в Ираке. Теперь спор идет также по новому вопросу, занимающему центральное место во внешней политике: о снабжении энергоносителями. Поляки все еще сердятся из-за строительства Балтийского газопровода из России в Западную Европу.
Напротив, федеральный канцлер Ангела Меркель (Angela Merkel) поддерживает проект, о котором договорился ее предшественник Герхард Шредер (Gerhard Schroеder). И в то время как премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич (Kazimierz Marcinkiewicz) уже требует, опасаясь российского давления, создания "энергетической НАТО", министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) работает над встречным немецким проектом. Ему мысленно видится некая "энергетическая КБСЕ", в рамках которой поставщики энергоносителей, транзитные страны и потребители должны устранять возникающую напряженность путем диалога.
То и другое показывает, сколь еще разными, несмотря на членство Польши в ЕС, являются чаяния Берлина и Варшавы. Это доказывает также, сколь стремительно вопрос энергетики выходит на центральное место во внешней политике. Если раньше было предосудительным видеть взаимозависимость между интервенциями США и снабжением нефтью, то теперь все вдруг стали считать правильным, что западные промышленно развитые страны заботятся об обеспечении себя сырьевыми ресурсами.
Термин Штайнмайера "энергетическая внешняя политика" свидетельствует о том, что и немцы отказались от своей невинности. Причиной этого является не только озабоченность, вызванная ростом цен на энергоносители, но и, прежде всего, появление в мировой борьбе за передел новых действующих лиц. Такие страны, как Китай и Индия, испытывающие голод на энергоносители, вносят коренные изменения в игру за ресурсы.
Каковы последствия этого, демонстрирует спор вокруг иранской ядерной программы. Китай, собственно, тоже заинтересован в том, чтобы Иран не стал ядерной державой. Но, беспокоясь за свое собственное снабжение сырьевыми ресурсами, китайское правительство медлит занимать жесткий курс по отношению к Ирану. С некоторых пор в связи с тем, что громадный экономический рост требует "смазки" в виде поставок сырья в постоянно возрастающих объемах, нарождающаяся мировая держава заботится даже о выгоде государств-изгоев, богатых сырьем, чем подрывает действия Запада в поддержку демократии и прав человека. Давно идет речь о новой сделке: Китай, обладающий правом вето, платит режимам за газ и нефть не только деньгами, но и как постоянный член Совета Безопасности ООН - гарантиями, что эти режимы не осудят и к ним не будут применены санкции.
Мировая гонка за передел будет в связи с истощением ресурсов и безрезультатными на протяжении десятилетий поисками альтернативных источников энергии лишь набирать темпы. Это гонка регионов-потребителей, конкурентами в которой являются США, Европа и Азия. Одновременно поставщики сырьевых ресурсов, такие, как Россия или Венесуэла, увидели в газе и нефти политический инструмент. В связи с такой ситуацией идеи об "энергетической НАТО" и "энергетической КБСЕ" выглядят наивными.
Поскольку в гонке задействуются все средства: политические, военные и экономические. Это демонстрируют США и Китай. Тем важнее, чтобы Европа значительно активизировала поиск альтернативных энергоносителей и использовала в игре за мировые ресурсы весь свой вес. Это будет непросто. Ответственность за энергетическую политику несут, как и прежде, национальные правительства. Помимо этого в снабжении государств ЕС есть очень большие различия. Именно такие страны, как Польша или Великобритания, в отличие от Германии никогда не отличавшиеся предусмотрительностью, - они, например, не строили газохранилища - теперь громче всех кричат, требуя общей ответственности за снабжение энергоносителями.
Но Европе наряду с политической концепцией необходимы также действующие по всему миру энергетические предприятия, обеспечивающие снабжение континента. Это является настоящей причиной, почему правительство Шредера требовало создания крупных электроэнергетических и газовых концернов. Это является также причиной, почему правительства стран ЕС должны по возможности не мешать слиянию таких компаний, как Eon и Endesa, и приобретениям концерна Enel во Франции. Чем шире будет поле деятельности европейских компаний, не знающее границ, тем реалистичнее будет мечта о единой энергетической сети ЕС, в которую можно будет закачивать для всех газ из Норвегии, России, Северной Африки или из Катара. Только это поможет снизить зависимость от отдельных стран-поставщиков. И только это сможет надолго гарантировать нашей внешней политике свободу выступать повсюду в мире за демократию и основные права.