Пятьдесят лет назад Никита Хрущев выступил с секретным докладом, в котором осудил сталинский террор и культ личности и провозгласил новый путь развития для Советского Союза. Коммунистическая партия должна была сохранить свою центральную власть, но в последующем все ее решения планировалось основывать на тщательном анализе, а приниматься они должны были коллективно. Хрущев был не единственным ревизионистом из социалистических рядов. Пятьдесят лет назад Энтони Кросланд (Anthony Crosland) опубликовал манифест британской Лейбористской партии под названием "Будущее социализма", в котором отвергалась классовая борьба и государственная собственность на торгово-промышленные предприятия. Взамен предлагалось социально-экономическое планирование - тоже на основе тщательного анализа и коллективного принятия решений.
Два этих человека стали провозвестниками эры рационализма. В 50-е годы правительства и бизнес применили первые серийные вычислительные машины. Мир преобразился под воздействием информационных технологий. Достижения российской техники и планирования должны были дать этой стране возможность сравняться с экономикой Запада и даже перегнать ее. В Западной Европе правительства могли одновременно с этим добиваться воплощения в жизнь социального и экономического порядка.
Хрущев в более ранние годы работал в сельском хозяйстве, отвечая за производство кукурузы. Став позднее генеральным секретарем, он посетил США. Богатые поля Среднего Запада произвели на него неизгладимое впечатление. Он уверовал в то, что кукуруза является главной опорой американской экономики, и что благодаря этой самой кукурузе Советский Союз сможет догнать Америку. Под кукурузу были отданы огромные площади. Но программа не увенчалась успехом.
Будучи в 60-е годы министром образования, Кросланд осуществил переход к общеобразовательным средним школам, положив тем самым конец отбору учеников по их способностям. Образование было ключом к социально-экономическому прогрессу, и общеобразовательные школы были призваны обеспечить высокие и единые требования, выполнять которые должны были все. Но программа не увенчалась успехом.
Ни хрущевский эксперимент с кукурузой, ни эксперимент Кросланда с общеобразовательными школами нельзя назвать изначально глупыми. Однако в обоих случаях ошибка состояла в масштабе экспериментов и в отсутствии честной информации о их ходе и результатах. Бюрократам от сельского хозяйства, которые спешили доложить Кремлю об успехе программы перехода на кукурузу, уподобились бюрократы от образования, которые докладывали об успехе общеобразовательных школ в Уайтхолл. Но производство сельскохозяйственной продукции в Советском Союзе упало, и последовавший экономический спад стал основной причиной отстранения Хрущева от власти в 1964 году. Расширение пропасти между самовосхвалением министерства образования и ежедневными ощущениями родителей привело к тому, что реформа образования стала главным вопросом в повестке дня британской политики.
Существует масса различий между советским планированием и европейской социальной инженерией. Но есть между ними и нечто общее: вера в то, что мудрое политическое руководство может определять и воплощать в жизнь общенациональные концепции, а также причины, по которым такие концепции терпят провал.
Те проблемы, которые подорвали репутацию Хрущева и советскую экономику - причудливые политические выверты и увлечения, характерные для централизованного процесса принятия решений, оценки, которые чаще служат для самооправдания, нежели для объективного анализа, а также весьма неохотное признание собственного поражения - были присущи не только советскому коммунизму. Однако основанное на общепринятых стандартах здравого смысла убеждение в том, что централизованная координация и управление, а также повсеместная единая реализация самых лучших решений дают и лучшие результаты, глубоко укоренилось в нашем сознании, несмотря на свидетельства об обратном, которые можно извлечь из мирового опыта провалов в государственном и коммерческом планировании.
В непостоянном, все время меняющемся мире большая часть решений оказывается неверной, и успех приходит не благодаря вдохновенной дальновидности исключительных руководителей, не в результате прогнозов на основе сложного анализа. Он приходит в итоге экспериментов малого масштаба, когда можно быстро развить успех и своевременно признать провал. Такой дисциплинированный плюрализм является подлинным гением рыночной экономики.
На этой неделе британское правительство опубликует новый законопроект о реформе образования. И правящая лейбористская партия оказалась буквально расколотой между теми, кто хочет дать ведущим учителям и школьным руководителям больше автономии и теми, кто подчеркивает важность продолжения централизованного управления и контроля. Философию Хрущева отвергли еще в 1989 году. Но влияние Кросланда по-прежнему сохраняется.