Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Туркменское направление

'Газпром', похоже, лишь устраняет лишнее звено в операциях на рынке туркменского газа, от которого он уже почти полностью отлучил Украину

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Наш премьер-министр также хорошо понимает роль Туркменистана. Если бы что-то подобное не сказал в отношении Украины экс-президент России, то наш премьер мог бы посоветовать каждому нашему гражданину поутру думать о том хорошем, чего он еще не сделал для Туркмении. 'Весь туркменский газ ушел 'Газпрому', - сообщал днями Ехануров'

В последнее время для Украины становится характерным стремление решить свои проблемы на основе грандиозных, но далеко не всегда просчитанных планов. Вспомним о пяти миллионах новых рабочих мест или о пресловутом удвоении ВВП. Министр энергетики Иван Плачков обещает к 2030 году в шесть раз уменьшить потребление газа (с 76,5 миллиарда до 12,75?). У премьер-министра Юрия Еханурова намерения поскромнее. Он планирует в полтора раза (до 30 миллиардов кубометров) увеличить собственную украинскую добычу. Такие 'тянущие' планы это, конечно, замечательно. Вот только надежды на их выполнение не подкреплены реальными расчетами. Почему-то Ехануров говорит только о добыче, но не подтверждает свои слова данными о разведке и бурении. . . А это у нас не менее больное место.

Экс-премьер-министр и лидер БЮТ Юлия Тимошенко продолжает выступать против компании 'Росукрэнерго'. 'Базовые соглашения уже денонсировали два президента - и России, и Украины - когда сказали, что таки е мальчики из 'Росукрэнерго' н ичейные, никому не принадлежат. И это значит, что лишь вопрос времени, когда 'Росукрэнерго' де-юре уйдет из газовой сферы', - уверена Тимошенко. Но уже на следующий день совет директоров 'Газпрома' сообщил, что согласовал покупку 50% 'Росукрэнерго' у 'Газпромбанка' за 2,3 млн. евро. Такие деньги, как говорится, на ветер не выбрасывают. 'Газпром', похоже, лишь устраняет лишнее звено в операциях на рынке туркменского газа, от которого он уже почти полностью отлучил Украину.

В этих условиях наши чиновники действуют преимущественно вербальными методами, посылая в Туркменистан (он в нынешних газовых обстоятельствах нам нужен куда больше, чем мы ему) некие загадочные мессиджи. Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Анатолий Кинах, к примеру, уверен, что Украине и Туркменистану 'необходимо расширить спектр двусторонних отношений по поставкам газа'. Украина, по его словам, 'готова предоставить пропускные возможности своей газотранспортной системы для поставок среднеазиатского газа в Европу'. Кинах при этом сообщает свежую мысль о том, что 'Туркменистан является стратегическим партнером Украины' и даже, похоже, как говорят в Одессе, извиняется за некоторых наших чиновников, подчеркивая недопустимость ведения переговоров с этой страной, которые имеют принципиальное значение для Украины, на основании эмоций и ультиматумов.

Наш премьер-министр также хорошо понимает роль Туркменистана. Если бы что-то подобное не сказал в отношении Украины экс-президент России, то наш премьер мог бы посоветовать каждому нашему гражданину поутру думать о том хорошем, чего он еще не сделал для Туркмении. 'Весь туркменский газ ушел 'Газпрому', - сообщал днями Ехануров'. Впрочем он, как и Тимошенко, еще как бы надеется что-то изменить. 'Мы нашли компромиссное решение, которое еще сегодня можно отменить. Я не дал добро на выдачу лицензии новому предприятию 'Укргаз-энерго' (СП, созданное на паритетных началах 'Нафтогазом Украины' и 'Росукрэнерго' для реализации российского и туркменского газа на украинском рынке. - Авт.). Но мы потребляем 280 млн. кубических метров и даже летом - 200 млн. кубометров. Нам нужно пять лет, чтобы выйти на нормальный цивилизованный уровень потребления', - оправдывается Ехануров, из чего можно определить, что эта лицензия все же будет выдана. Как говорится, деваться некуда. 'Газпром' заключил договор и передал 'Росукрэнерго' весь объем туркменского газа на весь объем трубы на весь первый квартал', - сообщил глава правительства, упрекая Россию в том, что она 'готовилась'. Спрашивается, а кто мешал готовиться Украине, и кто за эту неготовность в конце концов будет отвечать? Тем более, что Туркменистан, по словам украинского премьера, хочет продавать свой газ значительно дороже, чем сегодня. А рост или падение экономики Украины будет определяться газовыми ценами, которые в значительной мере зависят не только от России, но и от Туркменистана и его позиции в отношении Украины. И это заставляет Киев быть максимально лояльным к этой стране. Свои более чем сложные переговоры с Туркменистаном он характеризует как конструктивные. Тогда как глава Верховной Рады Владимир Литвин, оценивая противоречия между Украиной и Туркменистаном, говорит: 'Думаю, наши руководители, которые управляют этой сферой, не перестают удивлять и смешить мир'.

Но целесообразно ли ругать собственных переговорщиков за проявляемую ими твердость? 'Мы на уступки идти не будем. Считаем, что оснований для повышения цен нет. . . мы будем работать в рамках заключенных соглашений', - обещает Ивченко. Это обнадеживает. Хотя примерно то же самое мы слышали во время переговоров с Россией.

N32, вiвторок, 28 лютого 2006