Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Польша - Россия: первый шаг навстречу

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После визита в Варшаву мне стало ясно, что Польша хотела бы скорейшей встречи наших президентов, причем приезд Владимира Путина в Варшаву вовсе не является необходимым условием этого - говорит 'Газете' представитель президента России

Данный материал публикуется в рамках акции 'Переводы читателей ИноСМИ.Ru'. Эту статью обнаружил и перевел наш читатель Алексей Памятных, за что мы ему крайне признательны

____________________________________________________________

После визита в Варшаву мне стало ясно, что Польша хотела бы скорейшей встречи наших президентов, причем приезд Владимира Путина в Варшаву вовсе не является необходимым условием этого - говорит 'Газете' представитель президента России.

Марцин Босацкий, Марцин Войцеховский: Считаете ли Вы свой визит в Варшаву началом нового этапа в польско-российских отношениях?

Сергей Ястржембский: Было бы нескромным сказать, что начинается новый этап, тем более, что я приехал всего на один день. Это в советские времена все было переломным и эпохальным. Мой визит состоялся по инициативе польской стороны, мы хотим начать диалог о том, как выйти из застоя, в котором оказались польско-российские отношения.

МБМВ: Прошедший год был исключительно трудным для наших отношений. Некоторые назвали его 'ледниковым периодом'. Президенты обменялись неприятными высказываниями, в Польше были избиты дети российских дипломатов, а в Москве - польские дипломаты и журналист. Мы уже миновали этот период?

Сергей Ястржембский: Что касается 'ледникового периода', то это преувеличение, журналистская метафора. В прошлом году наши президенты - с польской стороны еще Александр Квасьневский - встречались дважды, в Кракове и Москве.

А всего со времени прихода к власти Владимира Путина таких встреч было десять. Это неплохой результат, какого хотели бы достичь многие государства в Европе. По объемам экономическом сотрудничестве с Россией Польша стоит на восьмом месте. Проблемы существуют, но нельзя ведь все представлять только в черном или белом свете.

МБМВ: Но Вы прекрасно знаете, что президент Квасьневский намного чаще ездил в Россию, нежели президент Путин в Польшу.

Сергей Ястржембский: В политике статистика иногда создает препятствия. Самое важное - это уровень доверия, атмосфера между руководителями, странами, элитами. Поэтому я думаю, что число визитов не имеет значения.

МБМВ: Что бы Вы сказали тем, кто утверждает, что интересы наших стран противоречат друг другу, поэтому тесное сотрудничество невозможно?

Сергей Ястржембский: Это неправда, ибо ежегодный товарооборот между Польшей и Россией составляет 12 миллиардов долларов, что свидетельствует как раз о значительном совпадении интересов. Польша играет очень важную роль в решении проблем Калининградской области.

Интеллектуалы наших стран посещают друг друга. Кончаловский ставит в Варшаве Шекспира, Вайда в Москве - Достоевского, Занусси недавно снял фильм, интрига которого касается польско-российских дипломатических отношений. Я сам недавно смотрел по нашему телевидению повтор 'Потопа' с Ольбрыхским.

Так что наши отношения весьма оживленные, и я считаю ваш вопрос неверно поставленным.

Европейский союз - стратегический партнер России, а Польша - органическая часть ЕС. Проблемы существуют, некоторые из них коренятся в трагическом прошлом, но есть и способы их преодолеть. Взять хотя бы историю французско-немецких отношений, которые вовсе не были более солнечными, чем польско-российские отношения. Однако, этим странам удалось преодолеть прошлое. Давайте пойдем аналогичным путем, мы ничем не хуже.

МБМВ: Но как это осуществить практически? Мы часто слышали предложения российских политиков вообще забыть об истории.

Сергей Ястржембский: О прошлом забывать нельзя хотя бы потому, чтобы второй раз не совершать тех же самых ошибок. Пусть историки изучают прошлое, дискутируют, пишут книги. Ведь архивы открываются все шире. И нет ничего плохого в том, чтобы историки имели разные мнения по одному и тому же вопросу.

Но, с другой стороны, как говорит президент Жак Ширак, нельзя постоянно смотреть в зеркало заднего вида, ибо это грозит аварией. Давайте определим программу развития польско-российских отношений, целью которой будет создание новой, благоприятной атмосферы.

МБМВ: При президенте Квасьневском это не удалось, хотя он прекрасно говорит по-русски и знает Россию. Каково Ваше впечатление от первой встречи с президентом Качиньским?

Сергей Ястржембский: Я не буду оценивать президентов Польши. Считаю, что у президента Квасьневского тоже были успехи в отношениях с Россией.

С президентом Качиньским мы беседовали лишь в течение часа. Первое впечатление такое, что он хочет открыть новую страницу в польско-российских отношениях, чтобы эти отношения ни в чем не уступали отношениям Москвы с Берлином, Парижем или Римом. Этому мы можем только радоваться.

МБМВ: Почему же в таком случае Россия строит Северный газопровод, минующий нашу страну? Ведь это не способствует созданию атмосферы доверия между Варшавой и Москвой.

Сергей Ястржембский: Признаюсь, что такая эмоциональная реакция Польши нас смутила. Наш подход был исключительно прагматичным. Мы хотим построить ветку, которая не будет проходить через страны, создающие нам проблемы с транзитом газа в Европу, забирая его недозволенным способом.

МБМВ: Но это ведь не Польша. Вы имеете в виду Белоруссию и Украину?

Сергей Ястржембский: Вы берете столько, за сколько платите. Но есть страна, которая забирает больше газа, чем оплачивает. Мы не хотим от нее зависеть и, как продавец, имеем право искать самый дешевый способ транспортировки нашего сырья потребителям.

Этот проект повысит энергетическую безопасность всей Европы, в том числе и Польши. Если появятся какие-то проблемы с транспортировкой через территорию наших соседей, то Польша сможет получать газ через Германию. В этом проекте нет никаких козней в отношении Польши.

МБМВ: Но мы дважды ощутили снижение давления российского газа. Первый раз - два года назад, когда Москва прекратила его подачу Белоруссии, а второй - в начале нынешнего года, когда была прекращена подача газа на Украину.

Сергей Ястржембский: Для нас это очередной аргумент в пользу того, что нужно строить Северный газопровод.

МБМВ: Как Россия видит свое место рядом с объединенной Европой? Как партнер? Как будущий член ЕС? Конкурент? Безразличный наблюдатель?

Сергей Ястржембский: Последняя роль нам вообще не подходит. Такая страна, как Россия, не может стоять в стороне от того, что происходит в Европе. В определенном смысле мы являемся конкурентами. Взять хотя бы торговлю вооружениями или строительство атомных электростанций.

Россияне считают себя европейцами, хотя хотели бы играть самостоятельно. Однако, Европейский союз - наш главный торговый партнер и главный инвестор в нашей стране.

МБМВ: А не мешает ли Москве в развитии ее отношений с ЕС Белоруссия? Недавно в Белоруссию не впустили журналиста нашей газеты, там нарушаются права человека. Как это совместить с общеевропейскими ценностями? Москва могла бы сыграть важную роль в Белоруссии.

Сергей Ястржембский: Во-первых, надо жить в дружбе и не думать за белорусов, что для них хорошо, а что плохо. Пусть сами сделают выбор, если не сегодня, то завтра или послезавтра. Но давайте не диктовать им, что им следует выбрать.

МБМВ: Вы считаете, что президентские выборы в Белоруссии будут демократическими?

Сергей Ястржембский: Выборы еще не состоялись. Каждая страна в Европе имеет собственный опыт демократии. Во Франции или в США к этому шли около 200 лет. Почему же мы должны навязывать кому-то демократическую модель в течение одного поколения или еще лучше сразу, - только потому, что это нравится Вашингтону или Парижу? Давайте решать белорусские проблемы с самими белорусами, а не за их спинами.

____________________________________________________________

Автор перевода читатель ИноСМИ.Ru - Алексей Памятных

Примечание: редакция ИноСМИ.Ru не несет ответственности за качество переводов наших уважаемых читателей