Прага, Чехия - Прошло почти 19 лет с тех пор, как бывший советский руководитель Михаил Горбачев посетил Прагу. Многие чехи и словаки ожидали, что Генеральный Секретарь будет проповедовать перестройку бескомпромиссному правительству Гусака. Многие надеялись, что он объявит о конце советской империи. Но Горбачев этого не сделал.
О чем он действительно заявил в Праге, так это о том, что все ядерное оружие должно быть выведено с европейской территории. В ноябре того же 1987 года президент Рейган и Горбачев подписали в Вашингтоне Договор о ядерных средствах промежуточной дальности, в соответствии с которым все ядерное оружие этого радиуса действия подлежало уничтожению в трехлетний срок. Для того времени это был огромный шаг вперед. Однако Центральная Европа по-прежнему надеялась на закат советской империи.
Когда завтра президент Путин посетит Прагу, это будет первый визит российского лидера со времен Горбачева. Впервые я познакомился с Владимиром Путиным в начале 90-х, когда он был главным помощником мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Собчак, умерший в 2000 году, был одним из первых наставников Путина. Ведущий реформатор первой половины горбачевской эпохи, Собчак придавал огромное значение главенству закона.
Путин человек приземленный и крайне популярный, но старающийся держаться в тени. Он умен и проницателен. Свою карьеру Путин начинал в российском КГБ. Он проработал 17 лет в службе внешней разведки, закончив карьеру в звании подполковника. Приехав 32-летним майором в Германию, он большую часть 80-х годов провел в Дрездене на должности простого оперативного офицера КГБ. Путин бегло говорит по-немецки. В работе он полагается на узкий круг друзей и советников. У него замечательные отношения с бывшим канцлером Германии Шредером (Schroeder). Настолько замечательные, что Шредер стал членом правления крупного германо-российского проекта по строительству газопровода, осуществляемого под руководством "Газпрома" - и этот факт вызвал резкую критику в самой Германии.
Путин приложил большие усилия для ренационализации российской собственности и активов, используя при этом "зачастую довольно спорные методы для получения контроля". Однако и те господа, у которых он отнял данные богатства, обрели их в довольно сомнительных обстоятельствах. Когда олигархи с помощью Ельцина брали под свой контроль российскую собственность и ресурсы, они для достижения успеха использовали многочисленные "серые" схемы. Этот процесс вряд ли можно было назвать честным и справедливым. Вопрос в том, оправдывают ли цели Путина применяемые им средства. Это еще предстоит увидеть.
Совершенно определенно, что одним из главных вопросов в повестке визита президента Путина, который также посещает Венгрию, будет энергетика. Чешская Республика импортирует более 50 процентов потребляемого в стране газа из России, в то время как для Венгрии эта цифра составляет 80 процентов. России принадлежат огромные запасы нефти, газа и угля. Она почти на четверть обеспечивает общеевропейские потребности в природном газе.
В 2004 году Европа еще добывала около 60 процентов потребляемого ею газа, причем главными его производителями являлись Великобритания, Нидерланды и Норвегия. Сегодня Германия импортирует из России 39 процентов потребляемого в стране газа, Италия - 30 процентов, а Франция 25. Центральная Европа зависит от России в гораздо большей степени. Словакия получает 103 процента (так в тексте - прим. перев.) необходимого ей газа из России, за ней идет Болгария (94 процента), Литва (84 процента), Венгрия (80 процентов) и Австрия (74 процента). Даже Финляндия покупает 100 процентов потребляемого в стране газа в России. Бельгия, Ирландия, Португалия, Испания, Швеция и Великобритания не импортируют российский газ. Норвегия и Дания полностью обеспечивают себя сами и тоже не импортируют газ.
Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey), с которым я недавно беседовал, в последнее время очень активно поднимает вопрос об энергетической безопасности. Путин наверняка знает об этом, а также о той роли, которую играет Россия в стратегии энергетической безопасности. Остается надеяться, что под руководством Путина общая проблема энергетической безопасности обретет иную тональность, нежели в его отношениях с Украиной и президентом Ющенко в конце 2005 года. Тогда Россия создала в Европе чрезвычайную ситуацию в энергетике. Даже за пределами европейского континента роль России в обеспечении энергетической безопасности огромна. Она особенно возрастает в связи с подъемом исламского фундаментализма на Ближнем Востоке и с войной самой России с Чечней.
Путин не дал ясного понимания того, в каком направлении он поведет Россию в данных вопросах. В своих различных выступлениях он лишь мазками обрисовывает политическую стратегию, но целостной картины пока не предлагает. Ему следует воспользоваться своим визитом в Прагу для провозглашения такой стратегии. Он должен ясно заявить, что Россия будет уважать нормы закона и соблюдать соглашения со своими партнерами. Он должен ясно заявить, что не намерен поставлять Ирану ресурсы и энергоносители, а также получать их оттуда. Он должен вновь заявить о своей поддержке Израиля.
Кроме разговоров об энергетической безопасности Путин должен откровенно предостеречь президента Белоруссии Лукашенко от подтасовки очередных выборов и сказать ему о том, что пришло время уходить в отставку. Всего несколько дней назад министр иностранных дел Чехии Цирил Свобода (Cyril Svoboda) принимал в Праге белорусскую оппозицию под эгидой ПАСЕ. В прошлом году Пражское общество международного сотрудничества и фонд Global Panel принимали делегацию лидеров белорусской оппозиции, часть из которых получила в свой адрес угрозы и советы отказаться от участия в поездке. В 2003 году ежегодной премии имени Ганно Элленбоген, которая вручалась таким людям, как Владимир Ашкенази (Vladimir Ashkenazy), Мадлен Олбрайт (Madeleine Albright) и лорд Робертсон (Lord Robertson), был удостоен Вацлав Гавел (Vaclav Havel) и Андрей Дынько - главный редактор последней в Белоруссии независимой газеты "Наша Нива". Лукашенко отреагировал тем, что пригрозил семье Дынько, а Гавела, Пражское общество и Global Panel назвал западными империалистами, незаконно вмешивающимися во внутренние дела Белоруссии.
В государственной политике крайне необходимо лидерство и умение повести за собой. Неискренние словоизлияния здесь явно недостаточны. И Владимиру Путину в Праге следует сделать шаг вперед и вверх.
Марк Элленбоген является председателем фонда Global Panel и президентом Пражского общества международного сотрудничества