Россия и Польша стараются решить проблемы своих рынков труда и демографии за счет украинцев. При этом Россия бросает взгляд на восток Украины, значительная часть жителей которого находится под русским информационным и культурным влиянием, а Польша с любовью и надеждой присматривается к Западной Украине, которая в течение веков входила в состав Речи Посполитой. Местное население этнически, культурно, религиозно и духовно родственно с поляками и является удобным материалом для легкой интеграции в польское общество. Отток квалифицированной рабочей силы и все ухудшающаяся демографическая ситуация уже теперь являются большими проблемами для Украины.
России 'не хватает космонавтов'. Соседи приглашаются
Кремль хочет возвратить из постсоветских стран миллионы этнических россиян. Таким образом иммигранты могли бы предотвратить демографическую катастрофу в России и тотальную 'китаизацию' российского Дальнего Востока. Для этого президент Владимир Путин приказал специально созданной комиссии кремлевских членов правительства разработать к июню этого года систему поощрений для русских репатриантов.
Фактически это поворот на 180 градусов политики, которую когда-то проводила царская да советская Россия, а именно перемешивала народы империи и СССР для образования имперского этноса, а со временем - 'единого советского народа'. Еще на нашей памяти украинцев вербовали то на Целину, то на освоение Дальнего Востока, то на БАМ или другие большие 'стройки социализма'. А на освобожденные места прибывали соблазненные 'хорошим климатом и фруктами' этнические россияне из сел Псковщины и Тамбовщины, а также выпускники русских учебных заведений, которым дополнительно делали авансы квартирами и высшими, чем у аборигенов, должностями и зарплатами.
Настоящие властители Кремля решили, что если уж не удается 'собирание земель', то можно, хоть и с опозданием, собрать разбросанных их предшественниками соотечественников. Тем более что часть из них не против возвращения на 'историческую родину'. Во время прошлогоднего сентябрьского общения президента Путина в прямом эфире с соотечественниками в аппаратную поступило больше одного миллиона телефонных звонков и приблизительно 100 тысяч SMS. Одним из чаще всего повторяемых вопросов было: 'Не пора ли принять закон о репатриации, предоставляющий этническим россиянам право возвратиться на историческую родину?'. Кстати, еще во время выступления на Первом мировом конгрессе соотечественников осенью 2001 года президент Путин обещал создать правовую базу для репатриации этнических россиян.
Теперь разработкой Закона 'О репатриации' занимается депутат Госдумы РФ от прокремлевской 'Единой России' Отари Аршба. В интервью русской 'Независимой газете' разработчик законопроекта заявил: 'Думаю, что мы воспользуемся опытом Германии, Израиля, Греции и Венгрии и восстановим предоставление гражданства по рождению, т.е. для подтверждения гражданства будет нужно свидетельство о рождении с графой 'национальность'. Наиболее поучительным для России является опыт ФРГ и Израиля. В обеих странах репатриация лишена любой идеологии и связанной с ней избирательности, она имеет тотальный характер, распространяется на всех немцев и евреев, независимо от их политических вкусов и страны проживания.
Русские политики и разработчики законопроекта и преференций для переселенцев оказались перед трудным выбором. Речь идет об одновременном желании вернуть рабочие руки и 'демографический материал' и, при этом, сохранить на постсоветских территориях свои рычаги влияния, которыми остаются те части русских меньшинств, которые не желают воспринять новые реалии или согласиться с ними. Так, губернатор Калининградской области Георгий Боос несколько месяцев назад пообещал до 2010 года увеличить вдвое население своей области, которое сейчас составляет 955 тысяч лиц. По планам, это должно произойти за счет миграции в область жителей других регионов и стран. Но при этом, как подчеркнул Боос, речь не идет о репатриации россиян Латвии.
Более чем туманный ответ, частичную расшифровку которого можно получить в высказываниях директора Института этнологии и антропологии РАН Валерия Тишкова, также привлеченного к работе над Законопроектом 'О репатриации'. Во время пресс-конференции в Москве 8 февраля Тишков назвал неполноценной уже самую постановку вопроса репатриации россиян из бывших стран СССР. 'Никакой репатриации русских соотечественников быть не может. Забрать их из Украины или Крыма - означает сделать всю Украину такой, как Западная, - националистической и антироссийской. А вот приезд желающих, как временных мигрантов или на постоянное местожительство, мы приветствуем', - заявил он. Другими словами, пусть представители 'пятой колонны' остаются выполнять свою миссию, а Россия возьмет на переработку в ассимилирующей мясорубке украинский или белорусский 'материал', как это было и во времена СССР. О наличии таких намерений свидетельствуют следующие слова Тишкова, которые цитирует агентство 'Росбалт': 'Свободное владение русским языком для мигрантов, которые желают перебраться в Россию, не является обязательным'.
Тишков с сожалением констатировал: 'В начале и в середине 90-х Россия была наипривлекательнейшей страной для большинства бывших граждан СССР. Однако Российская Федерация не использовала эту ситуацию в полной мере, приняв лишь треть от общего числа потенциальных мигрантов. С того времени улучшилась ситуация в Казахстане, Беларуси и Украине, а трудовые мигранты-молдаване переориентировались на Италию, Грецию и Румынию. На протяжении ближайших лет страны Шенгенской зоны будут принимать больше украинцев, белорусов и молдаван, чем более культурно чуждых европейскому населению турок'.
После распада СССР 1991 года за пределами России оказались, по меньшей мере, 25 миллионов этнических россиян. Приблизительно половина из них в 90-х годах возвратилась на родину. Процесс затормозился после 2002 года, когда Россия приравняла репатриантов русского происхождения к обычным иностранцам, поскольку заботилась не о людях, а об уже упомянутых 'рычагах влияния'. На сегодняшний день два миллиона репатриантов русского происхождения живут на территории России фактически нелегально. Лишь теперь, перед лицом демографического кризиса, Кремль вынужден наступить на горло собственной песне. Россия теперь насчитывает 143 млн. жителей, на 2,2 млн. меньше, чем в 2002 году, и на 5,3 млн. меньше, чем десять лет назад. Эксперты предсказывают, что до 2050 года населения России сократится до 101 миллиона человек. Запланированная Путиным репатриация должна, по крайней мере, частично заполнить эту демографическую дыру. Русские эксперты подсчитали, что на территории бывшего СССР еще остаются пять-восемь миллионов лиц, которые при условии предоставления им широких репатриационных привилегий и налоговых льгот могли бы согласиться на переезд в Россию. И речь идет не только об этнических россиянах, но также и о родственных славянских народах, объясняют русские демографы.
Евросоюз примет нас частями
Британская газета 'The Financial Times' сообщила о принятом официальным Брюсселем решение об открытии рынков труда 'старых' стран-членов ЕС для работников из новых стран-членов Союза и одновременно проиллюстрировала следствия такого решения на примере Польши. В частности, некоторые польские работодатели очень обеспокоены массовым бегством квалифицированных работников на Запад. 'С Щецинской судоверфи 'Новая' рабочие исчезают в таких больших количествах, что менеджеры уже едва справляются с проблемой. Из 5,5 тыс. работников судоверфи в течение 2005 года 1200 выехали на Запад', - отмечает газета. Уезжают квалифицированные сварщики, монтеры и электрики с десятилетним стажем, на смену которым приходит неопытная молодежь, которая после получения квалификации снова-таки направляется вслед за 'старшими товарищами'. С подобными проблемами имеют дело как промышленные предприятия, так и органы здравоохранения (откуда на Запад массово 'убегают' врачи и младший медицинский персонал). В Польше с ее тремя миллионами безработных (17 процентов трудоспособного населения) ощущается недостаток рабочих рук. По официальным данным польского правительства, в течение последнего квартала 2005 года 14 процентов работодателей имели проблемы с нахождением работников (в первом квартале 2004 года, к моменту вступления страны в ЕС, этот показатель составлял восемь процентов).
Польские СМИ уже пугают соотечественников грустной перспективой, что перед визитом к врачу нужно будет выучить русский язык, поскольку в кабинете вместо поляка, который подался на заработки на Запад, будет сидеть украинец, белорус или россиянин. 'Газета выборча' сообщает: 'Вскоре мы можем открыть границы для работников с Востока. Над этим уже работает министерство труда и социальной политики'. По информации издания, министерство готовит распоряжение, согласно которому дверь рынка труда частично откроется восточнее: для украинцев, белорусов и россиян. Газета пишет, что правительство, учитывая значительный недостаток рабочих рук в некоторых секторах польской экономики, еще в прошлом году серьезно задумалось над вопросом их 'импорта' с Востока. 'Несмотря на 17-процентный уровень безработицы, поляки не желают за невысокое жалованье убирать, ухаживать за пожилыми людьми или класть кирпич. Они предпочитают выполнять такую же работу, но за более высокую оплату, например в Великобритании. А украинцы и украинки занимают их места в Польше', - прибавляет издание.
'Решение (об открытии рынка труда на восток - авт.) является политическим и будет принято на правительственном уровне. Министерство труда тщательно разрабатывает его, и оно должно быть готово уже в марте', - заявил заместитель министра труда Роберт Квятковский, который в своем ведомстве отвечает за рынок занятости в Польше. Вероятно, этим решением будут определены лимиты приема рабочей силы с Востока. 'У нас уже на сегодняшний день работает приблизительно 100 тысяч украинцев. И лишь незначительная часть из них - легально. Если нелегалы получат возможность узаконить свое пребывание в той или другой стране, то исчезнет так называемый серый сектор. Работники из Украины получат возможность отстаивать свои права. Также исчезнет нечестная конкуренция, например, между строительными фирмами, которая на это время существует лишь потому, что кто-то нелегально нанимает более дешевых работников', - пересчитывает преимущества открытия польского рынка занятности заместитель министра Квятковский. 'Нам осталось лишь уточнить количество лиц с Востока, которые могли бы работать в Польше легально и одновременно не представляли бы угрозы для польского рынка труда', - прибавляет он. Польские строительные фирмы уже просто умоляют предоставить им новые рабочие руки, поскольку лишь в Великобританию выехали 20 тысяч польских строителей. Еще в этом году свои рынки труда для поляков откроют Финляндия и Норвегия, увеличат квоты для польских рабочих Испания, Италия и Греция. За ними очередь Германии и Австрии. Без рабочих рук с Востока строительная промышленность Польши просто остановится. И не только строительная.
'Руководство судостроительного завода в Гданьске приглашает украинских рабочих на места, которые освободились после эмиграции местного персонала', - сообщает ВВС. На верфи, где 1980 года зародился славный независимый профсоюз 'Солидарность' и где в свое время работали 17 тысяч рабочих, теперь работают лишь три тысячи человек. Дело не только в массовой миграции польских рабочих на Запад. На сегодняшний день в Польше стало в пять раз больше людей с высшим образованием, чем 15 лет назад в момент падения коммунизма. Желающих осваивать рабочие профессии все меньше.
Так вот, образно обобщая, украинцы уже начали частями вступать в ЕЕП и ЕС. Если украинская власть не будет обнаруживать такой же последовательности и настойчивости в решении этих проблем, как это делается в соседних странах, то не исключено, что через десяток-другой лет украинскими вишневыми садочками будут любоваться вьетнамцы и камбоджийцы, а на украинских полях и заводах будут работать выходцы из Мали и Нигерии.