В европейской истории ни один из докладов не имел такое взрывное и длительное по времени воздействие, как секретный доклад Никиты Хрущева перед делегатами 20 съезда КПСС, с которым он выступил 50 лет назад. Шестичасовое сведение счетов с преступлениями сталинской эпохи открыло тот ящик Пандоры, который, в конечном счете, привел к распаду империи и восточного блока. Без Хрущева, с именем которого связана десталинизация, не было бы в 1956 году ни мирных перемен в Польше, ни венгерской революции.
Если в Советском Союзе секретный доклад был опубликован только в 1989 году при Горбачеве, то в Варшаве и в Будапеште прочитанные и вскоре переданные по американской радиостанции "Свободная Европа" выдержки из доклада решающим образом способствовали моральному кризису внутри правящих партий и сведению счетов со сталинистским руководством. Хрущев, разумеется, не хотел разрушать ни систему, ни империю, он хотел спасти и то, и другое. Поэтому он был - под давлением "арифметического большинства" сталинистов в президиуме - одним из ответственных за кровавое подавление венгерской революции 4 ноября 1956 года. В частности, Хрущев осуждал в основном только массовый террор в отношении партийных кадров, но в последующие годы из лагерей были все же освобождены и миллионы людей.
Если сами реформаторы, Хрущев и Горбачев, стали в России "людьми, недостойными упоминания", то опросы в то же время показывают, что 42% опрошенных тоскуют по "другому Сталину", а 50% хотят "сильного государства". Даже в группе тридцатилетних респондентов каждый пятый избрал бы сегодня президентом Сталина. Говорят, в Волгограде, бывшем Сталинграде, вскоре будет открыт новый музей Сталина.
Правнучка Хрущева, Нина Хрущева, преподающая историю международных отношений в Нью-Йорке, подчеркнула в New York Times, что русские после краткого периода оттепели и "перестройки" снова хотят иметь сильного человека во главе сильного государства. Эра Путина означает возврат не к сталинизму, а к авторитарному господству: сегодня 51% опрошенных россиян в возрасте от 46 до 55 лет с удовольствием бы жили в эпоху Брежнева, то есть в условиях длительного периода стагнации, покоя и безопасности.
То, что президент Путин как раз в эти дни, когда вспоминают секретный доклад, находится со своим первым визитом в Будапеште (а затем - в Праге), - это символический шаг нового сильного человека в Кремле, который, не в последнюю очередь, благодаря высоким ценам на нефть, хочет целенаправленно укреплять позиции России в мировой политике. Непокорные соседи в "ближнем зарубежье", Украина, Армения и Грузия, чувствуют на себе гнев или старую тактику кнута и пряника рассерженной бывшей страны-гегемона.
Венгрия и Чехия преподносятся теперь в качестве поучительного примера "корректных отношений". Нефть и газ должны стать для Путина тем, чем были для Хрущева танки. Логично, что главу российского государства сопровождали в его первой поездке в Будапешт не генералы, а ведущие менеджеры "Газпрома" и "ЛУКОЙЛа". Сможет ли Россия, и если да, то в какой степени, удержать экономические позиции в Центральной Европе в условиях конфронтации с США, покажет, разумеется, время.