Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Первые 100 дней Меркель

Интервью с Петером Леше, одним из ведущих немецких политологов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Поначалу немцы почти ничего не ждали от Меркель, но сегодня, после нескольких удачных зарубежных внешнеполитических миссий, она взлетела на гребень благосклонности, что значительно повысило ее собственную популярность и популярность ее партии. Несмотря на это, многие проблемы, включая безработицу и относительно низкие темпы экономического роста, остаются.

В среду исполнилось ровно 100 дней с того момента, когда в Германии было сформировано правительство "большой коалиции" левых и правых, которое назвало Ангелу Меркель (Angela Merkel) своей первой женщиной-канцлером. Перед голосованием 18 сентября ожидалось, что консерваторы Меркель добьются решительной победы и сформируют свое любимое правоцентристское правительство. В конечном счете, однако, избиратели отдали часть мест в правительстве Социал-демократической партии Герхарда Шредера (Gerhard Schroeder).

Поначалу немцы почти ничего не ждали от Меркель, но сегодня, после нескольких удачных зарубежных внешнеполитических миссий, она взлетела на гребень благосклонности, что значительно повысило ее собственную популярность и популярность ее партии. Несмотря на это, многие проблемы, включая безработицу и относительно низкие темпы экономического роста, остаются.

Корреспондент агентства "United Press International" имел беседу с Петером Леше (Peter Loesche), одним из ведущих немецких политологов, который высказался по поводу первых 100 дней пребывания Меркель на посту канцлера и тех препятствий, с которыми она может столкнуться в будущем.

Вопрос: Перед выборами Германия не ожидала многого от Ангелы Меркель. А сейчас она стала самым популярным лидером, какой только был у Германии. Как это ей удалось?

Ответ: Я считаю, что она очень сознательно подошла к своим первым 100 дням на посту канцлера. Она потихоньку завоевала доверие аппарата канцелярии и затем уделила первостепенное внимание своим первым поездкам в иностранные столицы, где она смогла блеснуть. Я думаю, она использовала этот первый этап своего первого года пребывания на посту канцлера для того, чтобы успешно выстроить базу доверия населения после очень трудных результатов выборов.

Вопрос: После нескольких недель пребывания на посту канцлера Меркель сумела примирить Францию и Великобританию в споре из-за финансов Европейского Союза (ЕС). Не берет ли себе Германия более важную, сильную роль внутри ЕС?

Ответ: Я бы не сказал, что позиции Германии в ЕС усилились; только после соглашения общественность узнала, что Германия дорого заплатила за то, чтобы это соглашение стало возможным. Я бы сказал, Меркель снова отвоевала для Германии ту роль, которую она играла при бывшем канцлере Гельмуте Коле (Helmut Kohl).

Вопрос: Меркель сильно хвалили иностранные лидеры и пресса после ее первых визитов в Париж, Лондон, Брюссель и Вашингтон для двусторонних переговоров. Что именно она делает иначе, чем Герхард Шредер, который делал упор на ось Париж-Берлин-Москва?

Ответ: Она более дружелюбна и дипломатична и в то же время держит нужную дистанцию. Она не хочет говорить о "большой дружбе" с Россией или о все еще существующих расхождениях с Соединенными Штатами. Она щеголяет скорее своим рационализмом, чем эмоциональным стилем во внешней политике. Тем не менее, я считаю, что сущность этой политики радикально не изменилась. Я бы даже сказал, что почти во всех политических вопросах - за небольшими исключениями - главным является преемственность политики.

Вопрос: А как насчет отношений Германии с Соединенными Штатами? Они пострадали при Шредере, который яростно выступал против войны в Ираке.

Ответ: Ну, старые противоречия, в особенности касающиеся торговых отношений - разговоры о санкциях, войны из-за спагетти - никуда не девались, а поэтому, в принципе, изменилось не так уж много. Но произошли существенные улучшения в атмосфере отношений обоих правительств. Например, я думаю, что эти улучшения связаны с тем фактом, что у администрации Буша (Bush) в данное время есть проблемы. Другой причиной, разумеется, является то, что немецких консерваторов как партию и Меркель как канцлера приветствуют в Вашингтоне гораздо сильнее, чем Шредера, который использовал войну в Ираке в своей предвыборной кампании.

Вопрос: Ангела Меркель сказала, что в следующем десятилетии намерена вывести Германию снова в первую тройку в Европе. Однако экономика страны, являющаяся крупнейшей в Европе, все еще имеет более 5 млн. безработных и низкие темпы роста. Что ей необходимо сделать, чтобы улучшить экономическую ситуацию?

Ответ: Ей нужно осуществить крупные реформы, например, в сфере здравоохранения и перехода к более гибкому рынку труда. Правительство все еще увиливает от таких реформ. Единственный, кто демонстрирует смелость, это социал-демократический вице-канцлер Франц Мюнтеферинг (Franz Muentefering).

Вопрос: Это все связано с его планом увеличить на 2 года, до 67 лет, срок выхода на пенсию, причем значительно раньше, чем планировалось прежде?

Ответ: Совершенно верно. Реалистично рассуждая, это единственная реформа, которой занимаются в Германии в первые 100 дней.

Вопрос: Перед выборами Меркель агитировала за куда более драматические перемены. Кое-кто говорил, что она даже хотела "неолиберализовать" Германию. Все эти планы реформ ей пришлось отменить после того, как ее партия была вынуждена вступить в коалицию с ее соперниками, социал-демократами.

Ответ: Она их отменила, это правда. Но я не уверен, что ее вынудили отменить их. Я думаю, что неубедительные результаты победы на выборах в самом деле ее расстроили. Ее (консервативный альянс) ХДС/ХСС утратил сторонников в городах, и они лишились поддержки государственных служащих в землях, которые обыкновенно были их постоянной избирательной базой. Многим казалось, что в ее первоначальных планах реформ недостает социального элемента. Представляется, что Германия не готова к радикальным переменам, и что она лишилась смелости проталкивать планы реформ, которые были озвучены на партийном съезде в Лейпциге в 2003 году. В соглашении о формировании коалиции не упоминается о реформах в социальной сфере, которые необходимо проводить. Я пока еще не знаю, является ли это стратегией, чтобы сначала завоевать доверие общества, а потом уже начинать болезненные реформы, или это, откровенно говоря, переход г-жи Меркель и консерваторов к более близкому социал-демократам политическому профилю.

Вопрос: В среду Европейская комиссия дала Германии лишний год, чтобы выполнить условия соглашения ЕС по росту и стабильности (EU's Growth and Stability Pact). Однако если Германия к 2007 году не снизит свой дефицит до менее 3% валового внутреннего продукта (ВВП), Берлин ожидают миллиардные штрафы. Идет ли здесь Германия в правильном направлении?

Ответ: Запланированное увеличение налога на добавленную стоимость ( в 2007 году с 16 до 19%) принесет в федеральную казну больше денег и даже, быть может, загонит дефицит ниже расчетных 3%. Но в то же самое время мы плодим новые экономические проблемы: увеличение ставки налога сознательно не улучшит активность потребителей на внутреннем рынке Германии, а это - как всем известно - ключевая проблема нездоровой экономической ситуации.

Вопрос: Какими главнейшими вопросами придется заниматься правительству Меркель в предстоящие месяцы?

Ответ: Вопрос, в сущности, один: будут или нет осуществляться ключевые структурные реформы. Обе партии имеют существенно отличающиеся концепции для системы здравоохранения и рынка труда и они расходятся также в вопросе о том, нужно или нет постепенно отказываться от ядерной энергетики.

Вопрос: Оппозиция опасается, что все кончится тем, что эти реформы "разбавят". Они говорят, что большая коалиция проводит свою политику, руководствуясь "наименьшим общим знаменателем". Не станет ли это фатальным для Германии, если обязательные реформы будут отложены на неопределенный срок?

Ответ: Я думаю, что это именно так. Большая коалиция является значительным исключением - она имеет в бундестаге (нижняя палата парламента) большинство в две трети. В этой палате она имеет большинство, которое способно изменить конституцию страны. При такой коалиции можно осуществлять радикальные реформы, но нужно еще иметь смелость, чтобы их протолкнуть за счет собственной избирательной базы. У Шредера такая смелость была. Большая коалиция заслужит легитимность только в том случае, если станет энергично проводить политику реформ.

____________________________________________________________

Женский подход Райс и Меркель имеет реальное влияние ("The Financial Times", Великобритания)