Олимпиада в Турине имела самые низкие рейтинги из всех Игр на протяжении последних четырех десятилетий - по крайней мере, на телевидении. В интернете же у Олимпийских игр было больше наблюдателей, чем когда-либо. Поэтому проблема, стоящая перед компанией NBC, транслирующей Игры и обладающей правами на показ Олимпиад как минимум до 2012 года, ясна: если она не хочет проиграть еще одну рейтинговую войну программе "Самое смешное домашнее видео Америки" ("America's Funniest Home Videos"), то ей нужно понять, как можно справиться с растущим интересом к онлайновому варианту Олимпийских игр. А затем можно будет и решить, применимы ли эти уроки к другим программам.
Однако прежде чем заявлять: "Телевидение умерло, да здравствует новое телевидение!", следует помнить, что средняя аудитория телевизионного вещания составляет 20 миллионов человек, в то время как веб-сайты в лучшие дни привлекают полтора миллиона человек. Тем не менее, тенденция указывает как на риски, так и на возможности, причем не только для NBC, но и для всей телевизионной индустрии.
Во-первых, телевизионные сети не могут держать события в секрете, даже если они происходят на другой стороне земного шара. Канал NBC показывал записи многих олимпийских событий как разворачивающиеся драмы, однако онлайновые и кабельные источники новостей успевали сообщить о концовке данных соревнований гораздо раньше. Отсутствие загадки уменьшило развлекательную ценность трансляций для людей, интересующихся подобными событиями лишь от случая к случаю. Это является одной из причин того, почему показывавшиеся в прайм-тайм Олимпийские игры переманили так мало зрителей с других телевизионных сетей с их хитовыми шоу, такими как "Американский идол" ("American Idol") на канале "Fox" или "Анатомия Грея" ("Grey's Anatomy") на ABC, рейтинг которых значительно превысил рейтинг Игр. Кроме того, поклонники Олимпиады получали немедленную информацию из сети.
Во-вторых, аудитория у олимпийских состязаний зачастую сильно отличается. Например, большинство из тех, кто смотрит фигурное катание на льду, переключат телевизор на "Американского идола", когда начнется показ состязаний по керлингу. И это является проблемой для телевизионных трансляций, но не для веб-сайтов или кабельного телевидения, предоставляющего программы по заказу. Как уяснила для себя музыкальная индустрия, разбивка продукта на сегменты повышает шансы привлечь аудиторию. Почему бы не расчленить подобным образом и Олимпийские игры? Телесети уже экспериментируют с онлайновым распространением передач, продавая в интернете эпизоды из некоторых популярных шоу сразу после их выпуска в эфир и предлагая загружаемые фрагменты своих новостных программ. Летние Олимпийские игры 2008 года, которые пройдут в Пекине, могут стать испытательным полигоном для этих и других подходов.
В-третьих, телесети не стремятся выкладывать дорогостоящие программы в интернет до их выхода в эфир из-за опасений потерять доходы от телерекламы. Однако рекламодатели следуют за зрителем, и они с каждым годом тратят больше и больше денег на спонсирование онлайнового видео.
Что более важно, у телесетей не такой уж и большой выбор. Сейчас, когда цифровые технологии дают зрителям больше свободы и контроля, чем когда либо ранее, главным для таких компаний, как NBC, будет не вернуть людей на их диваны в прайм-тайм. Главным будет найти способ доносить программы до зрителей тогда и там, когда и где они захотят.
________________________________________________________________________
Информационный сайт "Турин-2006"
Газеты и журналы 'обрабатывают' рекламодателей ("The New York Times", США)